Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: На благо общества | Издательский дом

На благо общества

 

Сегодня медицинская академия представляет собой крупное учебно-научно-лечебное учреждение, в котором выполняются фундаментальные и прикладные научные исследования

 

Ректор Тверской государственной медицинской академии, профессор, доктор медицинских наук Михаил Калинкин

 

 

У Тверской государственной медицинской академии богатая история, уходящая корнями в первую половину XXвека.

 

В настоящее время в академии на 7 факультетах (лечебный, стоматологический, педиатрический, фармацевтический, высшего сестринского образования, международный факультет медицинского образования и факультет последипломного образования) обучается около 4400 студентов, интернов, ординаторов и аспирантов. Преподавание ведется на 61 кафедре, где работают 454 высококвалифицированных преподавателя, среди которых 73 доктора наук и 255 кандидатов наук. В академии работают 2 члена-корреспондента Российской академии медицинских наук, 4 заслуженных деятеля науки, 4 заслуженных работника высшей школы, 4 почетных работника высшего профессионального образования, 16 заслуженных врачей РФ и более 30 членов-корреспондентов и академиков отечественных и зарубежных общественных академий.

 

По заказу практического здравоохранения осуществляется подготовка и переподготовка специалистов по 80 специальностям (в т.ч. в интернатуре по 21 специальности и ординатуре по 49 специальностям), ведется подготовка научных кадров через аспирантуру по 28 специальностям.

 

Учебная, научная и лечебная работа сотрудников клинических кафедр осуществляется на базе большинства лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) г. Твери и Тверской области. Более 20 заведующих отделениями этих учреждений являются также сотрудниками клинических кафедр академии, 23 сотрудника академии – главные внештатные специалисты министерства здравоохранения Тверской области.

 

 

Решая проблему кадрового обеспечения

 

Академия активно участвует в реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование» в Тверском регионе. Ежегодно выполняются научно-исследовательские работы по заказам Минздрава, Минобрнауки России и правительства Тверской области. Приоритетными являются федеральные и региональные целевые научные программы.

 

В целях содействия государственным и муниципальным органам здравоохранения для решения проблемы кадрового обеспечения здравоохранения Тверской области и других регионов РФ, Тверская государственная медицинская академия в рамках контрольных цифр выделяет места для целевого приема и организует на них отдельный конкурс. Количество мест для целевого приема утверждается Министерством здравоохранения РФ на основании заявок органов управления здравоохранением регионов. Прием на целевые места проводится после заключения соответствующих двухсторонних договоров между академией и субъектами РФ о целевой контрактной подготовке специалистов.

 

Органы управления здравоохранением субъектов РФ до начала приема документов предоставляют в академию утвержденные списки абитуриентов, которые могут участвовать в конкурсе по целевому приему. После зачисления на места для целевого приема между академией, работодателем и студентом заключается трехсторонний договор о целевой контрактной подготовке специалиста.

Особое внимание уделяется подготовке специалистов для обеспечения потребности Тверской области в медицинских кадрах. План целевой подготовки ежегодно выполняется в полном объеме.

 

На протяжении всего периода обучения целевиков организуются их встречи с работодателями. Производственная практика для таких студентов проводится по месту их предстоящей работы. На предвыпускном и выпускном курсах для всех студентов организуются ярмарки рабочих мест с привлечением руководителей ЛПУ Тверской области. В академии создан сайт по содействию трудоустройству выпускников «Биржа труда», информация доведена до сведения всех ЛПУ области, в настоящее время на этом сайте разместили заявки 9 медицинских учреждений области. Нами разработана анкета и проводится анкетирование студентов-целевиков, студентов выпускных курсов, выпускников академии и работодателей по вопросам трудоустройства.

 

Ежегодно успешно завершают обучение 70–100% студентов, поступавших в рамках целевого приема. Среди выпускников 2012 года, обучавшихся по целевой подготовке, заключили договоры на трудоустройство с ЛПУ Тверской области 95% студентов. В целом по вузу гарантированное трудоустройство получают 90–99% выпускников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для регионов РФ.

 

 

Последипломное образование

 

Работа по целевой подготовке выпускников вуза продолжается и после завершения ими своей учебы в академии. Эта работа направлена прежде всего на определение и разрешение проблем, связанных с трудоустройством и закреплением молодых врачей в ЛПУ Тверской области. Последипломный этап подготовки специалистов реализуется в рамках послевузовского и дополнительного профессионального образования. В академии возможно получение послевузовского профессионального образования в форме одногодичной интернатуры и двухгодичной ординатуры. Обучение по программам дополнительного профессионального образования проводится в академии по 29 специальностям в форме повышения квалификации врачей (циклы тематического и общего усовершенствования длительностью от 72 до 500 учебных часов) и профессиональной переподготовки врачей (циклы длительностью свыше 500 учебных часов).

 

Последипломный этап нацелен в первую очередь на обеспечение системы здравоохранения Тверской области врачами необходимых специальностей, обладающими квалификацией, позволяющей оказывать качественную медицинскую помощь.

 

Основным структурным подразделением академии, осуществляющим последипломное обучение врачей, является факультет последипломного образования. Ежегодно на факультете проводится более 100 циклов повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачей, на которых обучаются свыше 2100 врачей. Значительную долю из этих врачей составляют специалисты учреждений здравоохранения, обслуживающих сельское и городское население Тверской области.

 

 

Общая врачебная практика

 

Одним из наиболее важных компонентов совершенствования медицинской помощи является переход к системе общей врачебной практики (семейной медицине). Многолетняя работа кафедры семейной медицины и других кафедр академии эффективно способствовала полноценному комплектованию системы здравоохранения Тверской области этими специалистами. В настоящее время в Тверской области работают 258 врачей общей практики, из них 80% – на селе. На протяжении последних лет постоянно возрастает число амбулаторных посещений врачей общей практики и снижается частота госпитализаций обслуживаемого ими населения в связи с нетерапевтическими заболеваниями.

 

 

Разноплановая подготовка специалистов

 

Тверская область относится к регионам, где большинство врачей в обязательном порядке регулярно повышают свою компетентность по тем разделам медицины, которые выходят за рамки их конкретной клинической деятельности, но представляют непременное условие их профессионального успеха. Это технологии формирования здорового образа жизни населения; научные закономерности и практические аспекты экономики здравоохранения, правового и этического регулирования в здравоохранении; методы и приемы профессионального врачебного общения и конфликтологии; прикладная информатика и многое другое. Такое разноплановое обучение проводится в рамках краткосрочного тематического усовершенствования на базе кафедры социальной медицины, управления и экономики здравоохранения академии.

 

 

Открытый непрерывный очно-дистанционный семинар

 

В Тверской государственной медицинской академии внедряются новые формы работы с теми врачами Тверской области, которые стремятся повысить свою квалификацию, узнать о новых достижениях в науке. В академии с 2007 года и по настоящее время проводится практический эксперимент по внедрению инновационной системы подготовки медицинских специалистов, характеризующейся высокой эффективностью обучения, низкими затратами на ее организацию и проведение, использованием малобюджетных средств информационных технологий. Методика, которая внедряется в академии для последипломного обучения и повышения квалификации специалистов, называется открытый непрерывный очно-дистанционный семинар (модель ОНОДС). Модель основывается на базе технологий профессионально-познавательного очно-дистанционного общения обучаемых лиц с обучающим их врачом, опытным профессионалом-наставником. Каждый цикл семинара становится для специалиста процессом индивидуального непрерывного обучения. Обучение на данном семинаре включает три раздела (плановой типовой, индивидуальной и самостоятельной подготовки) и два формата общения (очный и очно-дистанционный). Семинар предусматривает возможность индивидуальной корректировки типовых учебных программ. Обучаемые лица, их преподаватели-наставники и тематические пациенты становятся участниками «сети профессиональных коммуникаций», закрытой для посторонних. Важно и то, что общение выпускников семинара с преподавателями и внешними экспертами продолжается и после окончания проведенного семинара. Все разделы циклов модели ОНОДС насыщены психолого-педагогическими элементами, формирующими атмосферу доверительного восприятия, профессиональной коллегиальности, психологического комфорта, соучастия и открытости.

 

Рассматриваемый семинар предоставляет возможность использования практически любых форм интерактивности: от диалога ученика и учителя до дистанционного патронажа и надзора за практическим применением учеником изучаемой новации, от диалогового обсуждения проблемы с учеником до группового форума разбора плана лечения, от деловых игр и тренингов до жесткого по форме тестирования врачебных ошибок. Тактика и технологии модели ОНОДС включают пакетный блок нового, отвечающего современным требованиям подхода к непрерывному обучению кадров, превышающий по эффективности традиционные методы очного последипломного обучения. При этом модель ОНОДС может дополнить существующие формы традиционного последипломного образования любых вузов, придать им необходимые информационно-дидактические качества и обеспечить режим непрерывного обучения.

 

Особой формой повышения квалификации врачей региона является привлечение их к научно-исследовательской деятельности. В Тверской государственной медицинской академии используются различные формы научной работы, проводимые как совместно с Министерством здравоохранения и лечебно-профилактическими учреждениями Тверской области, так и индивидуально с отдельными представителями врачебного сообщества региона. Академией в 2012 году совместно с Министерством здравоохранения Тверской области было организовано 27 научно-практических конференций, профессорско-преподавательским составом вуза проведено 176 внутрибольничных конференций в ЛПУ Тверской области. В диссертационном совете вуза ежегодно успешно защищаются кандидатские и докторские диссертации соискателей из числа врачей практического здравоохранения Тверской области.

 

Таким образом, Тверская государственная медицинская академия является единым учебно-научно-лечебным комплексом, имеющим штат опытных педагогических и научных работников, стремящихся достойно и высокопрофессионально обеспечивать выполнение вузом функций образовательного, научного и лечебного учреждения для нужд практического здравоохранения Тверской области, других субъектов Российской Федерации и многих стран мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика