Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Не изменяя своему выбору | Издательский дом

Не изменяя своему выбору

 

В Московском медицинском училище уже более 200 лет готовят квалифицированные кадры для столичного здравоохранения

 

Директор ГБОУ СПО «Московское медицинское училище № 1 Департамента здравоохранения города Москвы» Владимир Травин

 

 

 – Владимир Викторович, первое впечатление о Московском медицинском училище № 1 – как об одном из престижнейших средних специализированных учебных заведений. Почему оно не стало медицинским колледжем, а осталось училищем?

 

– Мы чтим традиции. Ведь Московское медицинское училище № 1 – одно из старейших учебных заведений России, перешагнувшее свой 200-летний юбилей. Оно было основано в 1801 году. История его тесным образом связана с именем замечательного врача, известного отечественного акушера и историка медицины Вильгельма Рихтера. Именно он стал первым директором учрежденного им при Московском воспитательном доме Повивального института, целью которого стало обеспечение Москвы и губернии опытными, образованными повивальными бабками (акушерками). Впоследствии на базе института и было создано медицинское училище № 1. С самого начала и до 1938 года учебное заведение находилось на Солянке. А в 1938–1939 годах по решению Мосгорздрава было построено новое трехэтажное здание на Павловской улице, в котором училище размещается и по сей день, по соседству со Свято-Даниловым монастырем и городской клинической больницей № 4, которая, кстати, открылась еще раньше – в 1763 году – и называется москвичами «Павловской».

 

У Московского медицинского училища тесные связи с зарубежными партнерами и коллегами. И все это благодаря выпускникам – высококвалифицированным медсестрам, зубным врачам и зубным техникам. Наша история, сложившийся работоспособный коллектив позволяют вести подготовку в соответствии с самыми строгими требованиями. Многие преподаватели работают в училище более 20 лет. Это люди, которые влюблены в свою профессию, преданы ей. Средний медицинский работник должен быть не только профессионалом в своем деле, но и просто добрым человеком. Поэтому главная тенденция – воспитать профессионалов, готовых проявить в любую минуту заботу о пациенте. А преподаватели в процессе обучения должны стать близкими и родными для студентов. Мы очень дорожим особым духом наставничества в наших стенах. Администрация старается холить и лелеять такое отношение к обучению, атмосферу подвижничества.

Наших выпускников хорошо знают в городских больницах Москвы и России.

 

– Да, такая обстановка подкупает, наверное, поэтому студентам хочется проявить себя со всех сторон?

 

– Это помогает ребятам сдружиться, почувствовать, что они одна команда – студенты, а потом и выпускники медицинского училища № 1. Недавно у нас проходила встреча выпускников. Они приехали из разных стран, медсестры, санитарные фельдшеры, зубные врачи, зубные техники, студенты вузов и медицинские работники, чтобы снова погрузиться в далекое и близкое, вспомнить студенческую жизнь. Ярких моментов, связанных с училищем, у каждого было много.

Конечно, звучали теплые слова благодарности любимой альма-матер. Мне кажется, это лучшее напутствие сегодняшним студентам, чтобы они ценили настоящее и с уверенностью думали о будущем дне.

 

Кто они, сегодняшние студенты медицинского училища? Насколько трудно поступить в ваше учебное заведение?

 

– Начну с того, что я в четвертом поколении врач. Сразу поступил в медицинский институт, был неплохим студентом. Возможно, даже лучшим на курсе. Но могу сказать однозначно, что выпускники медицинского училища, если поступали в институт, прекрасно знали, кем они хотят стать в будущей профессии. Они не теряли время на раздумья о правильности своего выбора и с первых дней обучения выбирали свое направление, настойчиво его осваивая. Наши сегодняшние выпускники еще лучше сориентированы в специальности. Около 30% поступают затем в высшие медицинские учреждения. И в этом ничего плохого нет. А где-то 65% идут работать по специальности. Медицина – такая профессия, в которой в большинстве своем трудятся добросовестные, верные своему делу люди.

 

В медицинское училище № 1 можно поступить, окончив 9 или 11 классов. В большинстве своем к нам приходят ребята после 9 класса (около 80%). И одна группа набирается из числа окончивших 11 класс.

В соответствии с приказами министерства и департамента образования Москвы прием в медицинское училище № 1 с этого года ведется на основании среднего балла аттестата.

 

– Как вы оцениваете новую форму отбора студентов? На ваш взгляд, не получится, что значительную часть первокурсников придется отчислить уже после первой сессии?

 

– Мне трудно сказать, как абитуриенты 2013 года сдадут первую в своей жизни сессию. Все-таки хотелось бы, чтобы они успешно преодолели испытание, показав глубокие и разносторонние знания. Тем не менее экзамены – более правильная форма для поступления в средние медицинские учреждения. Например, пользуется большой популярностью специальность «ортопедическая стоматология». Но это особая профессия. В ней крайне важны мануальные навыки. А молодому человеку, который не представляет, что это такое, учиться будет очень трудно. Неслучайно раньше при приеме на зуботехническое отделение медицинского училища № 1 для юношей и девушек проводился творческий экзамен по мануальным навыкам. Они сдавали экзамен по художественной лепке, поскольку при изготовлении зубных протезов очень важно, как у будущих студентов работают руки, насколько развит вкус, глазомер. А оценивал работы абитуриентов скульптор. Однако потом посчитали, что такой экзамен не нужен, и отменили его.

 

Хочу подчеркнуть, что конкурс в медицинское училище № 1 существовал всегда. Многие молодые люди искренне хотят поступить именно к нам. Еще одна деталь: как правило, в медицину идут ответственные ребята. Они готовятся к поступлению. Кроме того, у нас работают подготовительные курсы. В этом году 70 человек прошли на них обучение. В результате такие абитуриенты прекрасно знакомы с нашими требованиями и хорошо подготовлены.

 

– Существует ли в столице дефицит средних медицинских работников, насколько востребованы ваши выпускники? Какие специальности пользуются наибольшей популярностью у абитуриентов?

 

– В российском здравоохранении соотношение средних медицинских работников к врачам сложилось 1 к 1,5, в лучшем случае – 1 к 2. Хотя должно быть 1 к 4, то есть востребованность их огромная. В ближайшее время функции медицинских сестер будут усложняться, перед ними будут ставиться более сложные и интересные задачи. Медсестра – это специальность, в которой нельзя обойтись без милосердия. Она может одним словом настроить человека на выздоровление или, наоборот, не заметить, что больной «углубился» в свою болезнь.

 

Недавно мы получили заявки от работодателей. Их поступило в два раза больше, чем было выпускников. Но самые востребованные специальности – медицинские сестры и зубные техники. Последние нужны теперь особенно. Потому что возродился интерес к классическим зубным протезам. Очень много выявляется осложнений от имплантов. Да и по состоянию здоровья их не всем можно ставить, не говоря уже о достаточно высокой стоимости. Еще подчеркну: столичной школе протезирования больше ста лет. Многие сотрудники медицинского училища № 1 работали вместе и учились у признанных корифеев. В этой специальности, как ни в какой другой, крайне важны голова и руки.

 

Не отпугивает ли желающих стать средними медицинскими работниками невысокая, в принципе, заработная плата?

 

– Заработная плата, конечно, имеет значение. И надо надеяться, что у государства появятся возможности ее серьезно увеличить. Но помимо всего этого надо учитывать, что эта профессия очень интересная и нужная людям.

 

Студенты изучают психологию, медицинскую этику и деонтологию, медсестры должны знать, как тактично вести себя с пациентами, избегать конфликтных ситуаций. Большое внимание уделяется уходу за старыми и пожилыми людьми. Кроме того, преподаются предметы, которые направлены на соблюдение здорового образа жизни. Это «Здоровый ребенок», «Здоровый взрослый». Студенты также постигают иностранные языки, этику, медицинское право. Им разъясняются права и обязанности медицинских работников в процессе выполнения ими своей профессиональной деятельности. Руководство учебного заведения твердо убеждено, что медсестра должна быть равноправным участником лечебного процесса.

 

А как с поддержкой департаментов образования и здравоохранения Москвы?

 

– Повторю: у Московского медицинского училища № 1 непререкаемый авторитет в подготовке кадров. И он сложился не только благодаря нашим усилиям, но и поддержке Департамента здравоохранения города Москвы в лице заместителя руководителя Департамента Татьяны Радиковны Мухтасаровой.

Кроме того, у нас есть давние партнеры, с которыми мы заключили двусторонние договоры о сотрудничестве в области подготовки зубных техников и медсестер. Уже много лет подряд выпускники училища распределяются в городскую клиническую больницу № 4, Научно-практический центр медицинской помощи детям с пороками развития челюстно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы, в детские городские поликлиники № 2 и 118, стоматологические поликлиники № 3, 9, 11, 62 и другие ЛПУ Москвы.

 

Не так давно столичный департамент здравоохранения наградил Почетной грамотой методиста училища Татьяну Злобинскую. Она работает в нашем образовательном учреждении 42 года. У нее прошли курсы повышения квалификации большинство зубных техников Москвы. Многие у нее учились, а потом возвращались, чтобы сдать сертификационный экзамен по специальности. Она имеет огромное количество благодарностей от главных врачей. Это наставник-легенда. А в ремесле очень важна преемственность поколений, начиная с обучения, формирования понятия «школа», отточки методов. Дальше уже появляются профессионализм и любовь к профессии, высокое качество работы и прекрасное знание предмета. И, безусловно, та особая доброжелательность, которую должен воспитывать в себе каждый медицинский работник.

 

 

Наша справка:

 

Сегодня так ставится задача: средние медицинские работники должны выполнять более значимую роль в лечебном процессе, а подготовка их – идти по инновационному пути. И здесь уже есть свои лидеры – Московское медицинское училище № 1. В его зданиях, расположенных практически в самом центре Москвы, по существу все кабинеты оснащены компьютерами, интерактивными досками, во время занятий демонстрируются учебные видеофильмы. Квалификация преподавателей высокая: в училище более 20 лет работает отделение повышения квалификации для зубных техников, зубных врачей, стоматологических медицинских сестер, медицинских сестер инфекционных больниц и отделений.

 

В медицинском училище № 1 применяется новый подход к воспитанию кадров, исходя из того что студенческая жизнь не только лекции и практические занятия. Это еще и научно-практические конференции, профессиональные конкурсы, участие в художественной самодеятельности, праздничных концертах, фестивалях, КВНах. Например, недавно здесь провели слет отличников. И таких оказалось немало – 35 человек! Такого количества мероприятий, как в «Первом», не встретишь в других средних учебных заведениях. В результате после 3–4 лет обучения студенты медицинского училища не только получают профессию, но и становятся всесторонне развитыми людьми, полноценными членами общества. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика