Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Российская медицина выходит на новые рубежи | Издательский дом

Российская медицина выходит на новые рубежи

 

Итоги работы здравоохранения в 2012 году впервые прозвучали на «Правительственном часе» в Государственной думе

 

Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова

 

 

 Отрасль здравоохранения является стратегической для развития любого общества и каждой страны. Жизнь и здоровье – это главные права каждого человека, а также важнейшие факторы развития социально-экономического общества.

 За 2012 год усилились положительные тенденции, происходящие в отечественном здравоохранении, которые отмечают не только медицинское сообщество, но и пациенты.

 За 11 месяцев 2012 года продолжилось снижение смертности от всех наиболее значимых заболеваний: от болезни системы кровообращения – на 4%, инсультов – на 8%, туберкулеза – на 11%, внешних причин смертности – на 5,6%. Сохранилась устойчивая тенденция к снижению смертности от онкологических заболеваний.

 

 

Служба родовспоможения

 

 В связи с переходом с января 2012 года на регистрацию 500-граммовых детей (роды с 22 недель беременности) российскими экспертами прогнозировалось увеличение младенческой смертности на 30–35%, а, по данным экспертов ВОЗ, повышение смертности должно было состояться до 100%.

 Тем не менее за 11 месяцев 2012 года рост младенческой смертности составил менее 19%, до 8,8 на тысячу родившихся живыми. При этом в тех регионах, в которых уже была выстроена трехуровневая система оказания медицинской помощи матерям и детям и были работающие перинатальные центры, несмотря на изменение регистрации, продолжалось снижение младенческой смертности до 6,5. Тогда как в других регионах, без этих условий, смертность составляла 11,9, то есть почти в 1,8 раза была выше. В целом за прошедший год, 2012-й, выживаемость маловесных детей от 500 граммовдо килограмма увеличилась более чем на 5%.

 Ни один случай смерти ребенка сейчас не проходит незамеченным. В ежемесячном режиме в Министерстве здравоохранения РФ проводятся видеоселекторные совещания, на которых каждый такой случай тщательно разбирается.

 С учетом повышения рождаемости на 6,4% 2012 год ознаменован достаточно стабильным естественным приростом населения. Причем существенный прирост населения в 2012 году отмечался в 43 субъектах РФ, тогда как в 2011 году только в 28 регионах.

 

 

Эффективные решения

 

 Особую роль в улучшении показателей отечественного здравоохранения сыграли решения, принятые в 2010 году: решение об увеличении страховых взносов в систему обязательного медицинского страхования на 2 процентных пункта и направление этих взносов на реализацию региональных программ модернизации. Необходимость таких программ была связана не только с потребностью в обновлении имеющейся инфраструктуры здравоохранения и переоснащения отрасли, но и оптимизации организации логистики, создании условий для реализации с января 2013 года единых для всей страны порядков и стандартов оказания медицинской помощи, которые лежат в основе государственных гарантий.

 Реализация программ модернизации была начата в мае 2011 года. В целом за счет всех источников на реализацию было предусмотрено более 704 млрд рублей, из них субсидии Федерального фонда ОМС 460 млрд рублей. В первые месяцы осуществления программы модернизации реализация мероприятий и степень исполнения использования субсидий были невысоки. Ежемесячное освоение ресурсов не превышало 10 млрд рублей.

 В связи с этим в июле 2012 года Министерством здравоохранения было принято решение о проведении комплексных выездных проверок как реализации программ, так и в целом системы здравоохранения в регионах при участии Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Росздравнадзора. Всего за второе полугодие 2012 года проведены выездные и комплексные проверки 65 регионов Российской Федерации. Результатом явилась значительная активизация работы. Ключевым направлением региональных программ модернизации стало совершенствование логистики медицинской помощи на основе выстраивания эффективной трехуровневой системы здравоохранения с обеспечением полного цикла оказания медицинской помощи от профилактики и ранней диагностики до интенсивного лечения и полной медико-социальной реабилитации.

 Для этого каждый субъект РФ предложил оптимальную схему обеспечения населения регионов медицинской помощью по реальной потребности. Основу составляет первый уровень, обеспечивающий население профилактикой, диагностическим скринингом, наиболее часто востребованной первичной медицинской помощью, не только общеврачебной, но и специализированной с внедрением стационарозамещающих технологий. Фактически от этого уровня прежде всего зависит заболеваемость населения, а также удовлетворенность населения системой здравоохранения в целом.

 Второй уровень – межмуниципальный, связанный с оказанием специализированной медицинской помощи, экстренной и плановой помощи, прежде всего при основных причинах смертности населения, сосудистых заболеваниях, травмах, острых интоксикациях. Этот уровень системы здравоохранения определяет смертность населения.

 И третий уровень – региональный, отвечающий, прежде всего, за плановое проведение высококвалифицированной специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, а также общеорганизационно-методическое руководство всей системой помощи регионам и оказание консультативной помощи.

 

 

Медицинская помощь в сельской местности

 

 Особое внимание было уделено повышению доступности и качеству медицинской помощи в сельской местности и удаленных районах страны. Было предусмотрено обновление и повышение эффективности работы врачебных амбулаторий, офисов врачей общей практики, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в общем количестве 48 471 объект. Из них уже введено в строй 48 240 объектов – это более 99,5%. При этом в структуре первичной медицинской помощи на селе увеличился процент врачебной помощи. Так, было модернизировано 4534 врачебных амбулатории, что на 8% больше запланированного исходно числа. Для выездной медицинской работы на селе и в удаленных районах создано 187 единиц передвижных мобильных комплексов. Передвижные фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории, передвижные центры здоровья, маммографы, флюорографы и так далее.

 Чтобы улучшить качество специализированной, в том числе экстренной медицинской помощи, создана сеть межмуниципальных центров, расположенная таким образом, чтобы время доставки из каждой точки региона составляло не более часа для довоза пациентов. Количество их увеличилось за 1,5 года более чем в два раза, с 571 до 1169 на декабрь 2012 года.

 Существенно повлияло на привлечение молодых врачей в сельскую местность решение о выплате подъемных в размере 1 млн рублей. Такие выплаты получили 7758 врачей. Такой сложный высокотехнологичный вид помощи, как трансплантация органов, стал осуществляться в восемнадцати региональных учреждениях. Более того, 40% всех трансплантаций почки в настоящее время в стране проводится на региональном уровне. Соответственно, это была казуистика два года назад.

 

 

 Материнство и детство

 

 Особое внимание при формировании и реализации программы модернизации было уделено совершенствованию системы «Материнство и детство». Для этой цели было выделено 28% всех финансовых ресурсов, 108,6 млрд рублей. За два года отремонтировано и оборудовано более 110 тысяч акушерских и детских коек, было развернуто 6800 высокотехнологичных коек, перинатальных центров и детских клиник. Их суммарное число увеличилось с 5 до 17% от детского коечного фонда, но пока еще достаточно далеко от расчетных показателей, которые должны превысить 20%.

 Формирование правильной логистики медицинской помощи привело к снижению детской и материнской смертности за полтора года на 9 и 26% соответственно. С учетом необходимости взятия под особый контроль здоровья подростков важным мероприятием программы явилась сплошная диспансеризация 14-летних детей. Было обследовано около 2 млн подростков. К сожалению, у 55% из них, это 1 млн 330 тысяч человек, были выявлены заболевания впервые. Для всех разработаны индивидуальные программы лечения и реабилитации, и в настоящее время эти лечебно-оздоровительные мероприятия проводятся.

 

 

Оснащение

 

 На начало 2011 года 47% медицинских учреждений, участвующих в системе ОМС, нуждались в капитальном ремонте. В программу модернизации было включено 4 тысячи учреждений, это 92% от всех нуждающихся. Оснащение новым медицинским оборудованием было предусмотрено в 5,6 медицинских организаций, или 60,3% от числа всех учреждений, работающих в ОМС. Благодаря экономии средств, которая была получена при проведении конкурсных процедур, было увеличено количество отремонтированных учреждений на 105, а количество приобретаемого оборудования на 37,5%, практически на 97 тысяч единиц. С лета 2012 года министерство начало работу по оснащению бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС машин скорой помощи. Сейчас уже переоснащено 19,3 тысячи машин, что позволило сократить время доезда до больного, а кроме того, ввести дистанционное консультирование во всех регионах страны, прежде всего, электрокардиограммы для экстренных кардиологических больных.

 

 

Информатизация здравоохранения

 Важной составляющей частью программы модернизации явилась информатизация здравоохранения.

 К началу 2013 года уровень оснащения медицинских организаций компьютерной техникой был увеличен в 1,7 раза. Причем если еще полтора года назад использовались компьютеры в лечебно-профилактических учреждениях разрозненно и фрагментарно, в настоящее время активно формируются локальные вычислительные сети и создается единое информационное пространство для управления учреждениями. Количество информационных портов увеличилось в три раза – с 301 до 930 тысяч, и более чем в четыре раза увеличилось количество оборудования для телемедицинских консультаций и видеоконференций.

 Министерством здравоохранения летом 2012 года разработаны и сданы в эксплуатацию 9 базовых сервисов для единой национальной системы информатизации здравоохранения, которые позволяют полностью осуществлять управление медицинскими учреждениями. А с 1 декабря 2012 года в 3920 учреждениях введена услуга – запись на прием к врачу в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг. В настоящее время расширяется применение этой услуги и повышается оперативность ее использования.

Стандарты медицинской помощи

 Улучшение материальной базы учреждений здравоохранения позволило пилотно внедрить 98 стандартов медицинской помощи при тех заболеваниях, которые являются основными причинами смерти населения.

 Внедрены пилотно стандарты были в трех с половиной тысячах медицинских организаций. В результате в этих организациях затраты на медикаменты в структуре стоимости одного случая лечения увеличились в 2–3 раза, с 16,6 млрд рублей в 2011 году до 41 млрд рублей к концу 2012 года.

 Средняя заработная плата врачей в учреждениях, где медицинская помощь оказывалась по стандартам, увеличилась на 18% – с 32 тысяч рублей на одного человека до 37,7 тысячи рублей, в том числе в сельской местности на 31,4% – с 23 тысяч рублей до 30,5 тысячи рублей. Средняя зарплата медсестер повысилась на 16% – с 18,6 тысячи рублей до 21,6 тысячи рублей. Безусловно, это только первый шаг и впереди сложный путь, конечной точкой которого является исполнение указов Президента России для выведения средней заработной платы врачей на уровень 200% от средней по региону, а среднего медицинского персонала – до среднерегионального уровня.

Образование

 Хотелось бы отметить, что решение кадровой проблемы – это не только повышение зарплат и создание комфортных условий труда. Принципиальное значение имеет подготовка будущих врачей, сегодняшних студентов медицинских вузов. Именно поэтому особое внимание министерство уделяет повышению качества медицинского образования и квалификации медицинских и фармацевтических работников. С июля 2012 года Минздравом совместно с ведущими специалистами Российской академии медицинских наук, РАН, МГУ, «Сколково» были проанализированы и откорректированы с учетом последних мировых достижений все образовательные программы, по которым происходит обучение в вузах, прежде всего начиная с фундаментальных блоков. С сентября 2012 года проведена серьезная работа по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава в 46 медицинских вузах по всем основным блокам фундаментальных дисциплин: молекулярная генетика, молекулярная биология, физиология, биоинформатика, биохимия и другие. На очереди повышение квалификации преподавателей клинических кафедр.

 Основополагающие направления развития отрасли

 Масштабность задач, поставленных президентом страны и Правительством России перед отечественным здравоохранением, и сжатые сроки, в течение которых мы должны их реализовать, требуют сплоченности и высокой степени отдачи от всего медицинского сообщества.

 Важнейшей задачей министерства является полноценное вовлечение профессионального медицинского сообщества как в реализацию всех преобразований и подготовку кадров, так и в работу над основными смысловыми медицинскими документами, а также нормативно-правовыми актами.

 5 октября 2012 года, через 30 лет после Всесоюзного съезда врачей, по инициативе и под руководством министерства был проведен Первый национальный съезд врачей Российской Федерации, собравший более 6 тысяч человек из всех регионов страны. Он стал первым событием такого масштаба за новую российскую историю и третьим за всю историю нашей страны. Съезд позволил обсудить с врачебным сообществом все наиболее острые и актуальные проблемы современного здравоохранения и закрепить решения в резолюции, которая стала одной из основополагающих платформ политики Министерства здравоохранения РФ.

 Делегаты съезда приняли этический кодекс российского врача, что особенно важно для решения острых моральных и нравственных проблем современной медицины и создания сплоченного профессионального медицинского сообщества.

 Совместно с профессиональным сообществом с октября 2012 года начата масштабная работа по созданию системы национальных клинических рекомендаций, созданию электронных ресурсов справочной медицинской информации, электронной медицинской библиотеки, дистанционных форм непрерывного медицинского образования.

 Важно отметить, что в результате проведенных мероприятий количество жалоб по поводу взимания денежных средств за оказываемую медицинскую помощь в рамках государственных гарантий уменьшилось на 34% по сравнению с 2011 годом.

 В соответствии с указом президента Министерством здравоохранения РФ совместно с субъектами РФ и медицинским сообществом была создана государственная программа «Развитие здравоохранения до 2020 года», основной концептуальный документ, в котором изложены цели и задачи, основные направления развития отрасли.

 Государственная программа была одобрена и утверждена Правительством Российской Федерации 24 декабря 2012 года. Основными целями программы являются: увеличение продолжительности жизни россиян как минимум до 74 лет, укрепление их здоровья и снижение смертности от всех заболеваний на 15%.

 Достижение этих целей будет обеспечено, прежде всего, формированием здорового образа жизни у россиян и единой профилактической среды на основе тесного межведомственного взаимодействия и тесного взаимодействия со всеми общественными организациями по всему кругу важных вопросов: здоровое питание, достаточная физическая активность, отказ от вредных привычек, прежде всего от табака и злоупотребления алкоголем, безопасность труда и другие проблемы. Создана правительственная комиссия, первое заседание которой запланировано на ближайшее время. В эту комиссию входят все основные министры Правительства России.

 С января 2013 года будет восстановлена, уже сейчас запускаются первые мероприятия, система всеобщей медицинской диспансеризации, ежегодной для детей и регулярной для взрослого населения в зависимости от возраста и состояния здоровья. Для нас важнейшим направлением работы является обеспечение ее неформального характера, повышение доступности качественной медицинской помощи каждому гражданину страны, в том числе повышение эффективности самих медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать, с одной стороны, заболеваемости нашего населения и его потребностям, а с другой стороны, современным достижениям медицинской науки.

 Для кардинального снижения младенческой и материнской смертности в рамках государственной программы предусмотрена подпрограмма по материнству и детству, которая включает комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей, а также полное обеспечение потребностей детей во всех видах специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную.

 Особое внимание при этом будет уделяться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Запланировано дальнейшее развитие инфраструктуры, акушерской и педиатрической службы. Это чрезвычайно актуально в связи с тем, что на начало реализации программ модернизации общий износ в сети детских медицинских учреждений был существенно выше, чем в среднем по отрасли, соответственно 54 и более 70%.

 Важное место в государственной программе уделяется совершенствованию лекарственного обеспечения населения. В соответствии с указом Президента Министерством здравоохранения России была разработана «Стратегия лекарственного обеспечения населения до 2025 года» и план ее реализации, которые были одобрены на заседании у Председателя Правительства России Дмитрия Медведева в декабре 2012 года.

 Согласно Стратегии уже до 2015 года будет проведен комплекс организационных и нормативных преобразований, которые повысят доступность качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов для удовлетворения потребностей населения. Прежде всего, будут устранены имеющиеся на сегодня недостатки системы, нерациональность назначения и применения лекарств, несовершенство контрольно-разрешительной системы их обращения.

 Важный акцент будет сделан на внедрение прозрачных и понятных механизмов формирования перечня лекарственных препаратов, гарантированных государством, а также ценообразования на них. Предусмотрено проведение пилотных проектов по формированию и поддержанию цен, включая референтное ценообразование, а также устранению межрегиональных различий в лекарственном обеспечении.

 Хотелось бы отметить, что, по нашим расчетам, оптимизация системы позволит существенно повысить ее эффективность и рационально расходовать государственные ресурсы, увеличив возможности системы более чем на 20% при прежних ресурсах.

 Специальные подпрограммы посвящены кадровой политике и инновационному развитию отрасли, что чрезвычайно важно.

 Надо отметить, что реализация государственной программы запланирована в два этапа. И если первый этап, до 2015 года, направлен на балансировку уже имеющихся гарантий и на переход на полное финансирование тарифа медицинской помощи, то с 2016 года ситуация направлена уже на повышение качественного потенциала здравоохранения. И мы чрезвычайно рады, что правительство одобрило государственную программу в модернизационном сценарии, предполагающем существенное повышение расходов на здравоохранение. В этом случае решение всех задач, которые поставлены, будет осуществлено. Более того, российское здравоохранение выйдет на передовые рубежи!

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика