Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Связывающие нити реформы | Издательский дом

Связывающие нити реформы

 

В 2013 году городская поликлиника № 11 будет на 80% укомплектована новым оборудованием. Во главу угла в учреждении поставлены профессиональные вопросы: повышения качества медицинской помощи и ее доступности. Как удается работать на высоком уровне, без ссылок на трудности переходных периодов

 

Главный врач ГБУЗ «Городская поликлиника № 11», кандидат медицинских наук Анжелика Мосейчук

 

 

  Анжелика Викторовна, городская поликлиника № 11 стала головной поликлиникой Амбулаторного центра. Для вас это решение Департамента здравоохранения Москвы стало неожиданным или ожидаемым?

 

  Головная поликлиника № 11 объединяет в новом амбулаторном центре поликлиники № 88, 95, 110, 150. В целом четыре района Юго-Западного округа (Ломоносовский и Обручевский, частично Гагаринский и Черемушкинский) обслуживаются новым холдингом. У нас около 178 тысяч прикрепленного населения. Для сравнения: в других округах Москвы амбулаторными объединениями обслуживается от 150 до 250 тысяч. Как правило, самые крупные из них расположены в новых микрорайонах. Они хорошо оснащены и укомплектованы кадрами. Это объяснимо. Районы массовой застройки позволяли выделять квартиры врачам, выбиравшим местом работы новые лечебные учреждения.

 Городская поликлиника № 11 – одна из старейших в Юго-Западном округе. Она построена в 1960 году и за время своей работы хорошо зарекомендовала себя. Здесь трудятся квалифицированные врачи, многие из них имеют высшую и первую аттестационные категории, 17 кандидатов и 3 доктора медицинских наук. Наши врачи участвуют в научно-практических семинарах, симпозиумах, выступают на конференциях, профессиональных съездах. Поэтому при выборе головной поликлиники учитывалось оснащение амбулаторного лечебного учреждения, опыт и квалификация его сотрудников. Выскажу и такое предположение: руководство оценивало, как работают главные врачи с населением, умеют ли они организовать сотрудников на выполнение поставленных задач. Думаю, что исходя из таких прагматичных соображений, выбиралось головное учреждение. Еще хочу отметить, что поликлиника № 11 находится в нетиповом здании. В нем высокие потолки, создающие особую атмосферу, можно сказать, слияния современности и истории.

 

  Как вы оцениваете проводимую в столице реорганизацию здравоохранения?

 

  Думаю, что необходимость проведения реорганизации назрела давно. Хотя, насколько мне известно, не все воспринимают ее с одобрением. Но если задуманное воплотить в жизнь, то столичное здравоохранение получит хороший импульс для своего развития. Уверенность, что все получится именно так, придают и проявляемая настойчивость, внимательность и открытость в проведении реформ Департамента здравоохранения Москвы и мэрии.

 Реорганизация позволит перейти отрасли на нормальные рельсы работы. Как и во многих других крупных городах России, в столице остро стоял вопрос о доступности сложных исследований, консультаций узких специалистов. Главных врачей поликлиник ограничивали в приглашении на работу консультантов, не всегда амбулаторные лечебные учреждения имели право проводить сложные диагностические процедуры. Такие услуги просто не оплачивались в системе ОМС, а они необходимы для уточнения диагноза, назначения лечения. То есть, предположим, потратив средства на покупку какого-то дорогостоящего оборудования, мы не могли выполнять эти диагностические процедуры. Реорганизация все расставила по своим местам. Наши пациенты получат нормальные, качественные услуги, затрачивая гораздо меньше времени на их ожидание.

 

 Конкретный пример. Раньше компьютерный и магнитно-резонансный томографы стояли только в консультативно-диагностическом центре № 1, они обслуживали весь административный округ. Кроме того, к ним «прикрепили» фактически половину Западного и Южного административных округов. А это огромное количество городского населения, которое не могло быстро пройти необходимое исследование. Другое дело теперь. Уже установлены 5 КТ и столько же МРТ. Легко понять, насколько возрастет их доступность. Когда больному понадобится пройти такие обследования, ему незачем будет ехать на другой конец города или обращаться в частную клинику. Все исследования он сможет пройти в своем районе, по месту жительства, в шаговой доступности. А когда потребуется консультация у специалиста в другой поликлинике нашего Амбулаторного центра, то и это будет проще простого. Транспортное сообщение между головной поликлиникой и филиалами очень хорошее. Регулярно ходят маршрутки, троллейбусы и автобусы, доступность замечательная. Все врачи трудятся в рамках одного Амбулаторного центра, значит, не нужно никаких согласований из-за разной подчиненности недавно самостоятельных поликлиник. Более того, действия врачей филиалов будут координироваться руководством Амбулаторного центра. Если больной нуждается в немедленном проведении сложного обследования, то уточнить его маршрут не составит труда. А точная диагностика – это основа эффективного лечения. Мы сможет вместе решить, как поступить в каждой конкретной ситуации: или отправить больного срочно в ближайшую больницу, поставить в очередь на плановую госпитализацию, а возможно, добиваться направления в какую-нибудь федеральную клинику, применяющую высокотехнологические методы лечения.

 

  С 1 января 2013 года российская медицина переходит на одноканальное и подушевое финансирование. На ваш взгляд, чего в этом больше: плюсов или минусов?

 

  Не так давно я побывала в Кировске. В этом регионе от введения такой модели финансирования только выиграли. Врачи стали ценить каждого пациента. Потому что именно он «приносит» в поликлинику деньги из системы ОМС. Не будем лукавить, зачастую пациенты недовольны работой врачей, а доктора не очень-то жалуют больных. Секрет здесь прост: нагрузка на врача сегодня часто бывает запредельная. Но при всем при этом значительная часть работы приходится на заполнение всевозможных бумаг. Например, чтобы выписать хроническому больному рецепт на льготные препараты, которые он пьет годами, пациент обязан прийти на прием. Между тем выписать лекарства без осмотра пациента врач не имеет права. К тому же должны быть сданы анализы и пройдены соответствующие исследования. Вот и получается, что пациент, чтобы выписать тот или иной препарат, ежемесячно два-три раза приходит в поликлинику. Зачем? Тем самым искусственно создаются большие нагрузки на врача, которые не могут не раздражать медиков. Потому что врач осмотрел пациента два дня назад, неделю назад, скорректировал его лечение, но вынужден принимать его очередной раз, чтобы выписать лекарства. Если выстроить схему лечения так, чтобы пациенту выписывали лекарства без участия врача, скажем, это сделает медицинская сестра или администратор, подобное организационное решение серьезно разгрузит врача. Тем более что современные препараты часто пьются курсами. А посещение врача достаточно проводить один раз в 3–4 месяца, чтобы лечение проходило под контролем, по его рекомендациям.

 

  Программа развития столичного здравоохранения продолжит Программу модернизации. Включены ли в нее какие-то работы или переоснащение медицинским оборудованием городской поликлиники № 11?

 

  По Программе модернизации лечебные учреждения получают новое оборудование, как мы говорим, «тяжелое» (КТ, МРТ, рентгеновское). А дополняет ее Целевая программа развития столичного здравоохранения, нацеленная на продолжение замены устаревшего оборудования. Мы уже отправили заявки, в которых указали, какой аппаратурой надо дооснастить филиалы и головное учреждение. Прежде всего, требуются аппараты для проведения ЭКГ, визиографы, гастроскопы, эндоскопы и многое другое. Есть все основания заявить, что к концу 2013 года Амбулаторный центр будет оснащен по всем необходимым критериям для повышения качества медицинской помощи. По оценкам экспертов, поликлиника № 11 на 80% будет укомплектована современным оборудованием. Это свидетельствует, что руководство города разработала программу, позволяющую преобразить амбулаторную сеть. Ранее новое оборудование поставлялось преимущественно в стационары, в диагностические центры, наконец-то очередь дошла и до поликлиник.

 Во всем мире люди в большинстве случаев лечатся амбулаторно. В стационары их госпитализируют, чтобы прооперировать или предоставить какой-то вид высокотехнологической помощи. Другое дело у нас: больные стремятся лечь в стационар, чтобы пройти всестороннее обследование или, как принято говорить, «прокапаться».

 

  Но ведь врачи стационаров часто не доверяют исследованиям, проведенным в поликлиниках…

 

  Во-первых, это их право перепроверить какое-то исследование, если врач считает, что предыдущее сделано не совсем корректно. Но с другой стороны, кого перепроверять? Многие специалисты совмещают работу в стационаре с работой в поликлинике либо переходят на работу из больницы в ближайшую поликлинику. Получается, они не доверяют сами себе? Нет, корень проблемы здесь в другом. Чтобы выполнить малоинвазивную или полостную операцию, сложное исследование, необходим определенный набор анализов, а больной поступает в стационар без всестороннего обследования. В результате в стационаре начинают дублировать анализ крови, мочи и т.д. Но, не сделав этого, врач в соответствии со стандартами не имеет права, например, направить пациента на МРТ. Поэтому и получается, что больные по пять раз сдают одни и те же анализы.

 Программа модернизации позволила хорошо оснастить поликлиники. Этот шаг упорядочил работу и стационаров. В них направляются только экстренные больные, с острыми формами или на плановые вмешательства.

 

  Сейчас главной «болезнью» практически всех медицинских учреждений является нехватка или отсутствие врачей. А что можно сказать об укомплектованности «одиннадцатой»?

 

  Не могу с вами согласиться. У нас с врачами-специалистами все нормально, кадровый дефицит в «одиннадцатой» только с участковыми терапевтами. Их действительно не хватает. Почему? Работа слишком тяжелая, приходится ходить по вызовам даже вечером, в любую погоду. Создаваемая трехуровневая система оказания медицинской помощи позволит в какой-то степени их разгрузить. Кроме того, наша поликлиника участвует в пилотном проекте по внедрению врачей общей практики. Их офисы будут располагаться не в поликлинике, а непосредственно в жилом доме, где живут люди. Чтобы можно было с любым вопросом попасть на прием к ВОП, это и есть возрождение потерянной системы, когда участковый терапевт знал на своем участке всех. Более того, в офисах врачей общей практики прием будут вести и педиатры, чтобы дети и родители могли прийти вместе и проконсультироваться у врачей. Правительство Москвы выделило уже три помещения под офисы врачей общей практики. Этот вопрос был поддержан руководителем Департамента здравоохранения Москвы.

 

  На ваш взгляд, можно ли сказать, что российские врачи часто перерабатывают?

 

  Действительно, часть врачей трудится с большой нагрузкой, но есть и те, кто недорабатывают. Надо менять систему, при которой, чем больше врач примет пациентов, тем больше он заработает денег. Соответственно, увеличение нагрузки дополнительно оплачивается. В результате поликлинике становится выгодно, чтобы врач принимал как можно больше пациентов, чтобы заработать в системе ОМС прибавку в финансировании. При одноканальном финансировании большое значение приобретает качество выполненной услуги. Чем реже пациент обращается за медицинской помощью, тем больше заработает врач. Принцип подушевого финансирования: чем меньше пациент болеет, тем больше денег достанется поликлинике. Но для этого врачу придется уделить больше времени пациенту на первом приеме, максимально его обследовать, выяснить причины его недомогания. То есть заниматься профилактикой. Не допускать хронизации процесса, добиваться стойкой ремиссии, без обострения заболеваний. Понятно, что вылечить артериальную гипертонию, к сожалению, невозможно. Но можно перевести заболевание в такую стадию, когда сохранится качество жизни, заболевание не будет причинять беспокойства пациенту.

 Многое может изменить в работе врача и информатизация. Сейчас она активно внедряется. Устанавливается оборудование, бывает, что система где-то дает пока сбои. Но неполадки устраняются, к нашим пожеланиям прислушивается Департамент информационной политики Москвы. Идет обучение сотрудников, медицинских сестер, медрегистраторов. Каждый врач должен научиться работать в автоматизированной системе. В декабре она заработает в полном объеме. История болезни, талончик амбулаторного посещения, амбулаторная карта будут вестись в электронном виде. Когда вся эта система будет отлажена, больному не придется нести на прием к врачу ворох медицинских документов. Скажем, бежать в какое-то лечебное учреждение и просить выписку. Все это можно будет получить одним нажатием кнопки компьютера. Врач на рабочем месте сможет посмотреть, как лечили пациента раньше, проведенные исследования, выписку из стационара. В этом случае врач сможет больше внимания уделить пациенту на приеме…

 

  В принципе, новое – это хорошо забытое старое. Когда-то в нашей стране нормой являлась диспансеризация. Минздрав России планирует вновь вернуть ее в практику работы лечебных учреждений, ввести два стандарта ее проведения в зависимости от возраста. Как вы считаете, не приведет ли эта дополнительная нагрузка к увеличению очередей на приемах к специалистам поликлиник? Может быть, должен быть принят особый алгоритм ее проведения?

 

  Мы уже говорили с вами о подушевом финансировании. А это значит, труд медиков будет оцениваться по конечному результату. Вовремя проведенная диспансеризация – это предупреждение, профилактика развития заболеваний, выявление их на ранних стадиях, начальном уровне. А дальше должна последовать коррекция образа жизни, питания, регулярный прием каких-то пролонгированных лекарств. Мы сохраняем здоровье пациента, когда диспансеризация проводится вовремя. В результате станет меньше хронических больных, больных с некорректированным течением заболеваний, острыми формами. А это уже, наоборот, экономия средств, потраченных на лечение. Диспансеризация принесет только пользу населению и позволит работать более эффективно медицинским работникам.

 Полагаю, что предложенные стандарты ее проведения не приведут к каким-то нерешаемым проблемам.

 

  Есть у главного врача проблемы, которые придется решать, чтобы четко управлять лечебным процессом?

 

 Слишком масштабные задачи стоят перед столичным здравоохранением. А мешает их выполнять часто нескоординированность действий различных организации, поставщиков оборудования. В качестве примера могу привести ремонт нашей поликлиники, половина которой уже отремонтирована. Вторая будет приводиться в порядок после того, как будет закончен ремонт в первой половине. Но есть ФЗ № 94, предписывающий проведение строгих конкурсных процедур. Кто выиграет конкурс на вторую половину, неизвестно, может быть, другая строительная организация. Как она сумеет состыковывать одну половину с другой? Но надеюсь на лучшее. Будем работать…

 

119331, г. Москва, ул. Кравченко, д. 14

Тел.: (499) 138-00-09

E-mail: info@gp11.mosgorzdrav.ru

Сайт: www.mosgorzdrav.ru/gp11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика