Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Модернизация и реорганизация столичного здравоохранения | Издательский дом

Модернизация и реорганизация столичного здравоохранения

 

Министр правительства Москвы, руководитель Департамента здравоохранения города Москвы Георгий Голухов

 

 

  Известно, что многие москвичи критически относятся к состоянию столичной медицины. Последние реформы позволили снизить этот критический градус?

 

  По моим сведениям, недовольство людей уровнем оказания медицинской помощи и разными аспектами, с нею связанными, сохраняется на уровне 55–60%, а 40–45% людей скорее довольны. Для того чтобы совершить какие-то революционные преобразования в здравоохранении, требуется, как показывает международный опыт, значительно больше времени, чем то, которое мы реально занимаемся реорганизацией здравоохранения.

    Программа «Столичное здравоохранение» принята полтора года назад и фактически запущена совсем недавно, как программа модернизации здравоохранения. Мы достаточно далеко продвинулись в реализации наших планов по оснащению клиник самым современным оборудованием. Мы находимся на пути, который приведет к положительному результату, к изменению процента довольных и недовольных в лучшую сторону, но это будет не завтра.

 Успешное завершение программы «Столичное здравоохранение» связано не только с закупкой и поставкой оборудования, обустройством клиник. Мы должны подтянуть сервисное обслуживание, научить и переучить сотрудников лечебных учреждений относится более внимательно к своим пациентам, научить врачей и медицинских сестер пользоваться новым медицинским оборудованием, изменить систему повышения квалификации и так далее. Все это вместе не может быть реализовано в течение полутора – двух лет.

 

  Одна из наиболее острых проблем московского здравоохранения – кадровая, образовательная. Как вы считаете нужным ее решать?

 

  Когда мы начинаем разбираться, чем недовольны наши пациенты, то есть много нареканий на качество оказания медицинской помощи. Объективно проблема с повышением квалификации и некоторым падением уровня подготовки врачебных кадров существует не только в Москве или в России. Но отечественной медицине особенно сложно. Если вся Европа и развитой мир работают сегодня на медицинском оборудовании определенного уровня, то мы до сих пор работали в основном со старыми медицинскими приборами. Соответственно невозможно обучать врачей, если они работали на старом медицинском оборудовании в клиниках, где лежат в палатах по десять человек, где много лет не делались ремонты, здания в аварийном состоянии и так далее. Поэтому, чтобы поднять наше здравоохранение, необходимо сначала провести его модернизацию.

 Мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным совместно с федеральным правительством было принято решение выделить довольно большие деньги, чтобы модернизация затронула практически все лечебные учреждения города Москвы одновременно. Когда дискутировали на эту тему, была точка зрения построить несколько показательных учреждений полностью с нуля. Не заниматься реорганизацией и реконструкцией. Однако износ существующего медицинского оборудования был столь велик, столь большое число лечебных учреждений нуждалось в текущем и капитальном ремонте, что на первое место все-таки вышло решение о необходимости постараться одновременно повысить уровень и качество существующих лечебных учреждений, а их свыше восьмисот.

   Безусловно, в Москве есть выдающиеся центры, которые находятся в подчинении Департамента здравоохранения Москвы или федеральных структур, где отдельные элементы полностью соответствуют мировому уровню, и это сегодня делается.

 

   Второе, безусловно, – повышение квалификации наших врачей и медицинских сестер. С этой целью принято решение о выделении серьезных финансовых средств. Наши специалисты и врачи (это коснется и медицинских сестер) стали по специальным программам ездить в лучшие клиники Швейцарии, Израиля, Германии.

   Следующий этап. Мы создаем собственный Московский институт повышения квалификации на условиях государственно-частного партнерства. В рамках этого проекта передавать нашим врачам современные знания будут не только выдающиеся российские профессора, но и лучшие западные ученые. При этом мы, конечно, являемся приверженцами такого образовательного процесса, когда повышение квалификации – это непрерывный процесс, оцениваемый по балльной системе. Если врач не посещает курсы повышения квалификации, не участвует в актуальных симпозиумах, не изучает международную литературу, – его оценка падает.

    С недавних пор Департамент здравоохранения сотрудничает с ведущим экспертом, очень известным профессором, который работает над действительной программой повышения квалификации образования для врачей и среднего медицинского персонала.

   И еще один важный момент – повышение квалификации главных врачей.

 

Почему главврачей вы выделяете в отдельную категорию?

 

  Сегодня главный врач в большей степени должен быть экономистом, финансистом, менеджером, должен ориентироваться в маркетинговой политике. Разбираться во всех современных понятиях – от новаций до финансового менеджмента. Освоить это, пройдя действующий двухнедельный курс, конечно, невозможно. Поэтому в рамках повышения качества оказания медицинской помощи мы задумали программу, рассчитанную на четыре года, в рамках которой мы хотим создать собственный институт повышения квалификации руководящих кадров здравоохранения.

   Если мы не приведем к управлению в лечебные учреждения современных образованных людей, то медицинская реформа, я считаю, просто провалится. Через четыре года к управлению лечебными учреждениями должны прийти не просто главные врачи, а директора клиник. Эти директора клиник, вполне возможно, могут быть из тех самых главных врачей, которые есть сегодня. Но они должны получить второе высшее образование – обучаться финансам, экономике, маркетингу, менеджменту и так далее.

    Сегодня зачастую можно столкнуться с ситуацией, когда главный врач – это неудавшийся врач, или человек, поставленный по звонку, или, когда вообще некого было ставить на эту должность, взяли первого попавшегося, ведь не секрет – высокопрофессиональные врачи зачастую не хотят заниматься управленческой деятельностью. Но, даже если ты хороший врач, это не означает, что ты можешь управлять лечебным учреждением. Таким образом, мы хотим в Москве организовать систему непрерывного профессионального образования для врачей, медицинских сестер и для менеджеров, руководителей. Это система обязательно даст эффект, которого от нас ждут люди.

 

   Что касается подготовки студентов в медицинских вузах, то сегодня у нас полное взаимодействие с новым ректором Московской медицинской академии и новым ректором Российского медицинского университета. С этими учебными заведениями, а также с третьим Московским медицинским институтом мы надеемся справиться с новыми задачами по созданию положительного образа врача, который правильно относится к пациенту.

 

  Какие еще острые углы есть в программе реформирования здравоохранения?Какие направления в области здравоохранения для Москвы будут приоритетными в 2013 году?

 

   Главное, что осложняет реформу московского здравоохранения, то, что мы одновременно делаем всё. Это связано с поступлением большого количества денег, и это потрясающе, что деньги пришли. Я помню прекрасно времена, когда я, как главный врач, обивал пороги и часами «высиживал» в Департаменте здравоохранения в Минфине, Минразве и так далее, «выбивал» нужные средства. Сегодня необходимости «выбивать» деньги нет – они на нас обрушились в достаточно большом количестве. Это, безусловно, очень хорошо, и мы надеемся, что программа модернизации вдруг не закончится.

    Сегодня у нас состояние, как у путника в пустыне, который мечтает попить воды, и вот, наконец, она льется широким потоком. Важно не впасть в эйфорию, не совершить неправильных действий, ведь есть десятки компаний и фирм, половина из которых являются недобросовестными поставщиками. Противостояние им отнимает массу времени.

      Но мало удачно купить технику – нужно сделать так, чтобы оборудование не простаивало. Кто на нем будет работать? Нужны ли практическим врачам эти результаты, понимают ли они их? Поэтому параллельно мы проводим еще и реорганизацию лечебных учреждений. Я очень внимательно подхожу к реорганизации сети, ее оптимизации – это очень важный вопрос.

    Однозначно можно считать, что у нас очень раздутый административно-управленческий аппарат в поликлиниках и больницах. Кроме того, например, система наркологической помощи недостаточно эффективна, потому что есть разрозненные наркологические диспансеры, которые не объединены единой идеологией, как сейчас принято говорить, нет вертикально интегрированного холдинга, который управляет процессом. То же самое в онкологии, психиатрии, дерматологии, косметологии, в восстановительном лечении в санаториях, которых у нас огромное количество, и все они как разрозненные очаги.

 

      Параллельно с материально-технической частью нужно обязательно обновлять структуру. Отсюда – создание амбулаторно-поликлинических центров. В этом году мы завершаем реорганизацию в общей сложности 350 лечебных учреждений из 800. Это означает решение вопросов присоединения, разъединения и слияния, юридических вопросов, вопросов с персоналом. Мы категорически считаем, что не можем обижать ни врачей, ни управленцев, ни медицинских сестер, ни санитарок, потому что это все наши люди и у всех семьи. Наша задача – оптимизируя, не совершить ни одной кадровой, юридической, экономической или идеологической ошибки.

      Комиссия министерства, которая проверила ход модернизации в Москве, признала, что наши успехи сегодня заключаются не только в объеме осваиваемых средств и получаемого оборудования. Москва является положительным примером того, что во главу угла ставится идеология и философия правильной организации оказания медицинской помощи. Это трехуровневая система оказания амбулаторной помощи: доврачебный этап, неотложная помощь, помощь более высокого уровня в головном амбулаторно-поликлиническом учреждении, где есть уже техника высокого уровня, высокоспециализированная медицинская помощь. И, наконец, диагностические центры и соответствующие отделения в больницах. На сегодняшний момент реорганизация по взрослой сети завершена.

     По состоянию на 1 января 2013 года процент освоения средств, выделенных на Программу модернизации здравоохранения города Москвы на 2011–2012 годы, составляет 90,1%. На укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения освоено 87% бюджетных средств. На внедрение современных информационных систем в здравоохранение – 83%. На внедрение стандартов оказания медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи – 97%.

 

     Если говорить о приоритетах, то среди важнейших – родовспоможение и медицинское обеспечение детей, совершенствование работы Амбулаторных центров специализированной медицинской помощи. Всего их 47 – для взрослого населения и 40 – для детей, по 4–5 в каждом округе. Вообще, выделять какие-то направления не совсем корректно. Главная сложность реформ в здравоохранении в том, что нам приходится делать одновременно всё: проводить структурную перестройку отрасли и развивать систему неотложной медицинской помощи, повышать эффективность работы койки в больничных учреждениях и внедрять современные информационные системы.

 

  Вы говорили пока про Москву, а какова эффективность работы медицинских учреждений на территории Новой Москвы?

 

   Пока немножко рано говорить об эффективности работы, мы можем говорить только о первых итогах совместной работы. В новых округах мы получили то, что получили – уровень медицинского обслуживания там оставляет желать лучшего. Но у жителей (у простых жителей, не только избранных) уже появилась возможность пользоваться услугами московских специалистов. При этом надо понимать, что официально там проживают 250 тысяч человек, а на самом деле – около полутора миллионов. Это дачные территории города Москвы. Летом больше – зимой чуть меньше, но в целом это около полутора миллионов человек.

 Сергей Семенович Собянин в этих условиях принял, как мне кажется, конструктивное решение – пока на новых территориях не созданы современные медицинские объекты, будут использоваться поликлинические учреждения модульного типа. Открыть их можно достаточно быстро. В соответствии с поручением мэра мы  закупили два мобильных комплекса: один – лучевая диагностика, второй – лечебно-диагностический кабинет, они уже в процессе поставки. Планируется закупка еще трех: мобильного стоматологического комплекса, мобильного компьютерного томографа и детского лечебно-диагностического кабинета, сейчас они находятся в процессе торгов.

     Мобильные медицинские диагностические комплексы будут базироваться на окраине Москвы и в районе Солнцева недалеко от новых территорий, присоединенных к Москве, и начнут работать для обслуживания населения уже с начала 2013 года. Мобильные комплексы закупаются в рамках комплексной программы модернизации столичной системы здравоохранения. На сегодняшний день в результате взаимодействия федеральных и городских властей эта программа практически полностью выполнена, в чем смогла убедиться министр здравоохранения РФ Вероника Игоревна Скворцова, посетившая несколько столичных стационаров.

     Усилия Департамента направлены на то, чтобы поднять уровень оказания медицинской помощи населению присоединенных территорий до столичных стандартов. С этой целью для каждого поселения разработаны и доведены до сведения населения и администраций поселений «дорожные карты» по оказанию медицинской помощи. Принимаемые меры уже позволили достичь показателей доступности медицинской помощи для населения Троицкого и Новомосковского административных округов на уровне других административных округов города Москвы.

 

    Кроме того, для жителей ТиНАО доступны как близлежащие учреждения здравоохранения Московской области, так и все учреждения здравоохранения Москвы. Основаниями для оказания плановой стационарной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Москвы пациентам, имеющим постоянную регистрацию по месту жительства на территории ТиНАО, являются направления, выданные учреждениями здравоохранения ТиНАО. При этом порядок плановой госпитализации в учреждения здравоохранения Московской области жителей, существовавший ранее, максимально сохранен. Жители ТиНАО также имеют возможность прикрепления на получение первичной медико-санитарной помощи в любых амбулаторно-поликлинических учреждениях других административных округов города Москвы.

    С целью повышения качества и доступности оказания медицинской помощи населению Троицкого и Новомосковского административных округов в 2013 году запланирован значительный рост бюджетных вложений в здравоохранение новых округов. Только на закупку и поставку 1149 единиц медицинского оборудования будет израсходовано 1 150 285,9 тысячи рублей.

     На ремонт учреждений здравоохранения ТиНАО планируется потратить 200 млн рублей. Кроме того, из быстровозводимых конструкций будут построены 5 модулей: детско-взрослая амбулатория на 100 посещений в смену в пос. Крекшино; детско-взрослая амбулатория на 100 посещений в смену пос. Первомайское; детско-взрослая амбулатория на 100 посещений в смену (надстройка 2-го этажа ГБУЗ «Марьинская амбулатория ДЗМ»; детско-взрослая амбулатория на 100 посещений в смену в пос. Фабрика 1 Мая; детско-взрослая амбулатория на 100 посещений в смену в пос. Знамя Октября.

         Также в 2013–2014 годах планируется осуществить проектирование и строительство новых объектов здравоохранения: детско-взрослой поликлиники на 750 посещений в смену с женской консультацией и травмпунктом в пос. Коммунарка; детско-взрослой поликлиники на 300 посещений в смену в п. Воскресенское; детско-взрослой поликлиники на 550 посещений в смену с травмпунктом, стоматологическим отделением и женской консультацией в г. Щербинке; медицинского комплекса на 600 коек (с детским корпусом); патологоанатомического отделения с судмедэкспертизой на 5000 исследований в год; перинатального центра на 200 коек; подстанции скорой медицинской помощи на 10 машино-мест в Троицке.

     С целью обеспечения льготных категорий населения ТиНАО лекарствами Департаментом здравоохранения города Москвы с 1 июня 2012 года по 1 января 2013 года закуплено свыше 575 наименований лекарственных препаратов в соответствии с заявками округов на сумму 162 млн рублей. Их выдача осуществляется в 12 аптечных пунктах, функционирующих на территории ТиНАО. В 2013 году планируется ввести в эксплуатацию еще 9 аптечных организаций.

 

      С 1 июля 2012 года на территории ТиНАО успешно и эффективно начала работать круглосуточная экстренная медицинская помощь, которая обеспечивается Городской станцией скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова. На территории ТиНАО функционируют 32 бригады скорой помощи (4 подстанции). Подразделения службы скорой медицинской помощи в Троицком и Новомосковском административных округах расположены на 12 объектах (посты и подстанции). Также развернуто 3 поста центра экстренной медицинской помощи (Внуковское поселение, Краснопахорское поселение, городской округ Щербинка). Все это позволило значительно сократить среднее время доезда машин скорой до пациентов. Подстанции скорой помощи расположены в том числе рядом с постами ДПС, чтобы оказывать помощь пострадавшим в ДТП.

 

   Не секрет, что за уникальными операциями наши граждане едут за границу. Когда ситуация изменится и что инновационного московская медицина может предложить уже сейчас?

 

  В Москве делают абсолютно все инновационные операции. Возьмем, к примеру, институт им. Н.Ф. Склифосовского – там проводилась уникальная операция по пересадке легких (эта операция делается и в других клиниках Москвы). В Москве проводят весь спектр операций, связанных с трансплантологией. Делают самые инновационные сердечно-сосудистые операции. Другое дело, что количество операций оставляет желать лучшего. Мы уступаем современному европейскому примеру в вопросах, связанных с ортопедией, с пересадкой и заменой суставов, с использованием современных технологий при производстве операций на сосудах головного мозга. У нас есть нужные ученые, врачи и технологи, но дело не поставлено на поток. Собственно, ради этого тоже задумана программа модернизации столичного здравоохранения, которая, я уверен, с успехом, будет исполнена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика