Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Может ли быть эффективной ведомственная медицина? | Издательский дом

Может ли быть эффективной ведомственная медицина?

 

Советская медицина славилась наработками в области медицины экстремальных состояний. Свой вклад в возможность первого пилотируемого космического полета внесли и врачи. И эти разработки действительно уникальны. Центральная клиническая больница гражданской авиации – одно из лечебных учреждений, которое стремится сохранить российское лидерство в этой области

 

Главный врач ФБУ «Центральная клиническая больница гражданской авиации» Наталья Забродина

 

 

 Наталья Борисовна, Центральная клиническая больница гражданской авиации является федеральным бюджетным учреждением.Как вы считаете, можно ли назвать вашу больницу ведомственной клиникой?

 

 Конечно да, потому что основная задача больницы – медицинская деятельность, направленная на сохранение здоровья авиационного персонала. Это делается для обеспечения безопасности полетов и увеличения профессионального долголетия летного состава. Мы также оказываем квалифицированную медицинскую помощь, в том числе и специализированную, высокотехнологичную, работникам Министерства транспорта России, Росавиации, научным работникам и студентам высших учебных заведений гражданской авиации, курсантам летных училищ.

 В состав нашей больницы входят: Центральная врачебно-летная комиссия, стационар на 480 коек с отделением реанимации и интенсивной терапии, консультативная поликлиника мощностью на 350 посещений в смену, лечебно-диагностические подразделения, отдел лабораторной диагностики, аптека и др.

 

 Наверное, больница гражданской авиации имеет и славную историю…

 

Становление российской авиационной медицины началось с момента первых авиационных полетов, как части медицинской науки, направленной на медицинское обеспечение полетов. Для решения этих задач в 1938 году была открыта Центральная клиническая больница и поликлиника Гражданского воздушного флота (впоследствии – ЦКБ ГА).

В 1951 году на базе больницы были организованы экспертное отделение и Московская врачебно-летная экспертная комиссия (в настоящее время – Центральная ВЛЭК) для выявления и предупреждения ранних форм заболеваний у авиационного персонала, решения специальных вопросов авиационной медицины и врачебно-летной экспертизы

В современных условиях ЦКБ ГА осуществляет мониторинг здоровья авиационного персонала всей страны, особенно старшей возрастной группы, и выполняет функцию государственного контроля качества врачебно-летной экспертизы в 40 врачебно-летных экспертных комиссиях России, как правило, принадлежащих авиакомпаниям.

Больница имеет специализированное отделение экспертизы и восстановительного лечения летного состава, проводящее углубленное обследование, мероприятия по сохранению здоровья и реабилитации, а также лечения с учетом профессиональной специфики. Клиника оснащена самым современным, в том числе уникальным, диагностическим и лечебным оборудованием. Это позволяет выявлять заболевания на самых ранних стадиях, своевременно проводить профилактические мероприятия и обоснованно выносить экспертное решение о годности или негодности к летной работе. Кроме того, внедрение высоких медицинских технологий в практику врачебно-летной экспертизы позволяет сохранить в строю лиц с заболеваниями, которые еще несколько лет назад были абсолютным противопоказанием к продолжению карьеры в авиации.

 

 В чем еще заключается специфика работы ЦКБ гражданской авиации сегодня?

 

 ЦКБ ГА накопила уникальный опыт непрерывного медицинского наблюдения за авиационным персоналом с начала обучения летной профессии и в последующем, проведения медицинского профессионального отбора, осуществления профилактики и лечения заболеваний с учетом профессиональных особенностей, организации научных исследований и подготовки медицинских кадров.

 С момента открытия она является головным государственным медицинским учреждением авиационной отрасли, которому и сегодня должна принадлежать ведущая роль в разработке и реализации программ по медицинскому обеспечению безопасности полетов. В настоящее время для создания полноценной системы медицинского обеспечения безопасности полетов в России необходимо пересмотреть нормативную базу, поскольку в этой области устарели основополагающие директивные документы.

 

 С этого года здравоохранение переходит на одноканальное и подушевое финансирование. Может быть, увеличенные тарифы сделают привлекательной работу в системе ОМС ведомственным больницам и частным клиникам?

 

 Мы работаем в системе ОМС. Как я уже говорила, больница гражданской авиации обслуживает Министерство транспорта и федеральные подведомственные ему учреждения. Кроме того, за нами закреплены и ветераны, которые долгое время проработали в отрасли инаграждены ведомственными правительственными наградами. Единственное, чего больница не делает, это оказание первичной медико-санитарной помощи по участковому принципу. А это значит, что нельзя вызвать участкового на дом или выписать льготный рецепт. Поэтому мы принимаем только тех, кого направляют к нам лечебные учреждения.

 Что касается перехода на одноканальное финансирование, эти меры правительства мы поддерживаем. В нашем лечебном учреждении больные с полисами ОМС пока составляют всего несколько процентов. Чаще всего они получают специализированную помощь в условиях многопрофильного стационара. Четкой системы направления к нам, к сожалению, не существует. Как принято говорить, в большинстве случаев срабатывает «сарафанное» радио». Но система отрабатывается, в том числе и в нашей больнице.

 

 Центральная клиническая больница гражданской авиацииявляетсямногопрофильным лечебным учреждением, значит, она оказывает медицинскую помощь практически при всех заболеваниях терапевтического и хирургического профиля.Как удается быть лидерами по многим направлениям специализированной помощи?

 

 Думаю, что в медицине можно достичь каких-то результатов тогда, когда в больнице собрана команда профессионалов. Мы гордимся, что наших специалистов знают не только в России, но далеко за ее пределами. Тем более что практически каждое отделение больницы стало базой кафедры Российской академии последипломного образования врачей московских медицинских университетов. Свою роль играет и тот факт, что преподаватели кафедр являются и сотрудниками больницы. Сочетание признанных лидеров по своей специализации, умеющих прекрасно работать, наличие оснащенных по последнему слову техники операционных, квалифицированного персонала, его стремление совершенствоваться – все это дает возможность проводить вмешательства и лечение практически на европейском уровне.

 Например, я могу с гордостью сказать, что кафедра нейрохирургии под руководством Олега Древаля – одна из самых передовых в нейрохирургической службе страны. В нашем лечебном учреждении применяются самые современные методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний, существует система, стимулирующая персонал работать качественно.То же самое можно сказать и о вопросах качества лечебно-диагностической работы в других отделениях, объективности медицинского освидетельствования, результатах сохранения и улучшении состояния здоровья пациентов, сокращении сроков восстановления ими утраченного здоровья.

 Сегодня больница является клинической базой 10 кафедр ведущих медицинских вузов Москвы, в том числе кафедры авиационной и космической медицины, которая аккредитована во Всемирной организации здравоохранения и Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Всего в ЦКБ ГА врачами и заведующими отделениями работают 9 докторов и 57 кандидатов медицинских наук.

 

 В прошлом году в больнице гражданской авиации проходили мастер-классы по нейрохирургии. Как часто в вашем лечебном учреждении проходят научно-практические конференции, симпозиумы, съезды? Что можно сказать о квалификации работающих в больнице медиков?

 

 Мастер-классы проходят у нас на многих кафедрах. Например, на кафедре эндокринологии, которую возглавляет профессор Александр Аметов. Достаточно известна и кафедра ЛОР-болезней. Ее сейчас возглавляет профессор Сергей Косяков. А его предшественник член-корреспондент, профессор Геннадий Пискунов является сотрудником нашей больницы.

 Часто проводятся в ЦКБ и симпозиумы. В прошлом году проходил симпозиум по нейрохирургии. В сентябре в нашей больнице проходил 8-й конгресс по авиационной медицине, куда приглашались врачи врачебно-летных комиссий. На этом мероприятии было показано, как можно соединить летную экспертизу с развитием диагностических технологий, чтобы совершенствовать работу с летным составом.

 Но в современной медицине столько направлений, что мы могли бы проводить гораздо больше научно-практических мероприятий. И мы стремимся к этому. В марте пройдет конгресс по авиационной, экстремальной и космической медицине. На нем будут обсуждаться интересные аспекты работы человеческого организма в экстремальных условиях. Свое участие в конгрессе уже подтвердили 500 специалистов. Кроме того, 4–6 апреля этого года больница гражданской авиации проводит под эгидой Европейской ассоциации урологов мастер-класс по лапароскопической урологии. Большая группа турецких врачей приедет посмотреть трансляции из операционных, учиться работать на стимуляторах. Как хирург-уролог, я понимаю, насколько важно не отставать от самых современных разработок, идти в ногу со временем.

 

 Известно, что готовится пакет предложений Федерального агентства воздушного транспорта, касающихся медицинского обслуживания летного персонала…

 

 Современный пилот обязан обладать не только высокой профессиональной подготовкой, но и иметь хорошее здоровье, а также уметь сохранять работоспособность в стрессогенных ситуациях. За период летной работы состояние здоровья пилотов значительно ухудшается и к 45–50 годам и зачастую перестает соответствовать принятым в России допускам к летной работе. В первую очередь это касается сердечно-сосудистой системы, что приводит к преждевременному отстранению пилота от профессиональной деятельности. А это наиболее квалифицированная и перспективная часть летного состава.

От уровня здоровья зависит устойчивость организма к переутомлению, гипоксии, воздушной и декомпрессионной болезням, пространственная ориентировка, поведение экипажа в аварийной обстановке. Кроме того, общие неспецифические заболевания ведут к снижению или полной утрате работоспособности.

На современном этапе медицинского обеспечения безопасности полетов приоритетным в стратегии врачебно-летной экспертизы должен стать переход от преимущественного выявления и мониторинга уже возникших заболеваний к их предупреждению. Суть этой стратегии заключается в сохранении здоровья здорового авиационного персонала. Стержнем данной концепции является здоровый человек труда (пилот, диспетчер и др.) и здоровый образ жизни в период трудовой деятельности.

С этих позиций обеспечение здоровья авиационных специалистов заключается в профилактике, а диспансерное наблюдение должно выявлять не только болезнь, но и в первую очередь уровень здоровья и прогноз его динамики в зависимости от труда. Главной целью авиационных врачей должно стать не только выявление и лечение болезней, но и восстановление функциональных резервов организма, обеспечение условий для противодействия экстремальным факторам летного и диспетчерского труда. А конечный результат комплекса мероприятий – сохранение трудового потенциала, профессионального долголетия авиационных специалистов.Безусловно, летчики привыкают работать в условиях перегрузок, постоянного стресса. А те новые методы, которые разрабатываются для восстановительного лечения, применимы и к людям других профессий. Они могут применяться при обследовании и последующем лечении, скажем, государственных служащих, военных, полицейских и так далее.

 

 Что показывают результаты мониторинга состояния здоровья авиационного персонала, проводимого специалистами ЦКБ?

 

 Обследование специально разработанными методами более 300 лиц летного и диспетчерского состава в условиях отделения экспертизы и восстановительного лечения летного состава показало, что даже в группе здоровых пилотов преждевременное старение у 75% лиц. Кроме того, многолетний период наблюдения за пилотами дает возможность заключить, что их реальная смертность в 1,4 раза выше, а продолжительность жизни короче, чем у мужчин нелетных профессий. При этом необходимо учитывать, что в результате профессионального медицинского отбора исходное здоровье у них значительно лучше, чем у другого населения.

Особенно негативно эти факты выглядят на фоне средней продолжительности жизни мужчин России – 64 года, ратификации нашей страной решения ИКАО об увеличении возраста пилотов до 65 лет и растущей нехватки квалифицированных летных кадров. Это обстоятельство диктует необходимость диагностики преждевременного старения, профилактических мероприятий, лечения и реабилитации.

Поэтому с 2004 года ЦКБ реализует переход от преимущественного выявления и мониторинга уже возникших заболеваний к приоритетному улучшению состояние здоровья авиационного персонала и увеличению профессионального долголетия. В этом направлении накоплен уникальный опыт.

Основу комплекса оздоровительных мероприятий составляют методики, повышающие общую неспецифическую резистентность организма авиационных специалистов к повреждающим факторам окружающей среды (в первую очередь профессиональной) и замедляющие процессы старения, позволяющие увеличить продолжительность жизни.

Второй составляющей комплекса мероприятий, увеличивающих профессиональное долголетие, основанных на современных технологиях, являются профилактика и лечение развившихся заболеваний.

 Мы считаем, что проблемой, требующей неотложного решения, является ранее выявление функциональных расстройств организма, то есть «предболезни», которые при сохранении вредного воздействия могут привести к необратимым расстройствам – болезни. Сохранять летное долголетие нужно начинать не в 55 лет, а в 40, максимум 45. Конечно, коммерческие авиакомпании против – «Москва, дорого…». Поэтому мы предлагаем объединить единым информационным полем все ВЛЭКи страны и вместе проводить профилактическую работу по оздоровлению авиационного персонала России. Давайте не забывать, что речь идет в том числе и о безопасности наших с вами полетов.

 

 Как известно, звучат предложения разрешить нанимать российским авиационным компаниям летчиков-иностранцев. Поскольку количество авиаторов в нашей стране сокращается, а новых асов подготовить быстро крайне сложно. Но не отразится ли такая практика отрицательно на проверке здоровья летчиков?

 

 У этой проблемы есть несколько аспектов, в том числе и медицинский. Вряд ли мы сможем как следует отследить состояние здоровья иностранного пилота. Действительно, европейская медицина функционирует по определенным стандартам. Это позволяет лечить обычного гражданина эффективно. Но правда заключается и в том, что она неподконтрольна другим странам. То есть нам, скорее всего, придется просто поверить, что мы привлекаем на работу здорового человека. Хотя, как знать, быть может, он ушел с летной должности по причинам состояния здоровья. Вряд ли кто-нибудь захочет в современном мире делиться лучшими кадрами. Мы не сможем проверить, болел ли он раньше какими-то серьезными заболеваниями и почему решил устроиться на работу в России. Более правильно и разумно готовить собственные кадры. Это доказывает опыт многих стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика