Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Специалисты для современного здравоохранения | Издательский дом

Специалисты для современного здравоохранения

 


Медицина становится все более привлекательной сферой для молодых людей, выбирающих дорогу в жизни. Последние несколько лет практически все ведущие медицинские вузы страны отмечают небывалый приток абитуриентов, причем именно сюда идут абитуриенты с самыми высокими баллами Единого государственного экзамена

 

Директор Института экономики здравоохранения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат биологических наук Лариса Попович

 

 

Всего в 2012 году в подведомственные Минздраву России учреждения высшего медицинского образования на бюджетные места было подано более 234 тыс. заявлений, что на 24,5 тыс. больше, чем в прошлом году.

Это отрадные изменения – они означают, что молодежь чувствует перспективу развития отрасли. Однако это и огромный вызов здравоохранению. Ведь система медицинского образования только-только осознает всю глубину необходимых преобразований.

А преобразования необходимы. Слишком долго роль здравоохранения в социально-экономическом развитии была недооценена российским обществом, и, как следствие, российским обществом недооценена роль врача в современном мире. А значит, и не сформулированы те задачи, которые он должен решать для общества, и те требования, которым он должен соответствовать в XXIвеке. А как без понимания целевых задач правильно настроить процесс образования?

Поэтому начать хочется не столько с рассуждений о системе образования, сколько о роли здравоохранения в жизни страны.

 

 

Роль здравоохранения

 

Мы привыкли считать, что здравоохранение – это бюджетная отрасль, потребляющая общественные ресурсы и обременяющая экономику страны. Мы привыкли, что средства на здравоохранение выделяются по остаточному принципу, что медицинские работники живут значительно хуже, чем рабочие производственной сферы, что только невероятные усилия «силового министра» Т.А. Голиковой позволили привлечь дополнительные средства в отрасль. Мы не привыкли считать предотвращенный ущерб другим сферам экономики, который обеспечивает система здравоохранения своими усилиями. А ведь каждый рубль, вложенный в здравоохранение на предотвращение или лечение заболевания, на улучшение качества жизни и работоспособности человека, оборачивается десятками, а иногда и сотнями рублей дополнительного дохода в других сферах экономики. Я знаю, о чем говорю, поскольку мы в Институте экономики здравоохранения считали социально-экономическую эффективность различных медицинских технологий для экономики страны. И мы в полной мере можем утверждать, что здравоохранение – это практически производственная сфера с очень высокой рентабельностью вложений. Только вклад здравоохранения должен оцениваться в терминах предотвращенного ущерба на макроэкономическом уровне для всего народного хозяйства.

Если научиться видеть широко, на уровне выгод всего общества, то и отношение к инвестициям в отрасль может измениться. А значит, изменится отношение общества к профессии врача. Его труд, наконец-то, будет оценен по достоинству. И молодые люди пойдут в профессию не только под влиянием модных сериалов или в надежде уйти в частную клинику или уехать после обучения за границу, а потому что быть врачом в России будет престижно и выгодно, причем одинаково как Москве, так и в Тыве и на Камчатке. Это поднимет уровень конкуренции в медицинских вузах и ускорит «снизу» создание такой системы образования, которая будет соответствовать современным мировым стандартам.

 

 

Профессиональная пригодность

 

К сожалению, сегодня система медицинского образования далека от таких стандартов.

Прежде всего, нужно понимать, что профессия врача – это очень специальная профессия, требующая от человека особого психологического и нравственного склада. Далеко не каждый, даже самый умный отличник, имеющий самые высокие баллы ЕГЭ абитуриент, должен быть допущен к профессии. Система набора в медицинские вузы должна предусматривать фильтрацию на профессиональную пригодность. И это должно быть сделано «на входе», чтобы не тратить впустую общественные ресурсы и время на обучение заведомо недостойного или непригодного к профессии человека. Не нужно бояться отсева в процессе обучения. Российская система должна сохранить присущую ей жесткость. Нужно требовать от студента учиться. Тем более от студента-медика. В профессию должны идти только лучшие и подготовленные.
 

Высшее медицинское образование должно удовлетворять потребности общества в специалистах. Если на обучение тратятся бюджетные, т.е. общественные средства, то специалист, получивший такое образование, должен вернуть обществу долг, отработав определенное время там, где необходима его работа. Удовлетворение потребностей в специалистах должно обеспечиваться планированием подготовки и распределением. Академическая мобильность должна прежде всего обеспечивать потребности своей страны в медицинских кадрах. К сожалению, сейчас академическая мобильность понимается как возможность получить образование в России (причем на бюджетной основе) и затем уехать на работу за рубеж.
 

Если человек не желает учиться для удовлетворения потребностей общества, а хочет это делать для удовлетворения потребностей своей личности, то это должно происходить на коммерческой основе и проблемы с трудоустройством эти люди должны решать сами. Однако при этом необходимо создать профессиональный фильтр «на выходе», для того чтобы в медицину не пришли проходимцы и стяжатели, непригодные к врачеванию.

И здесь огромную роль должны играть профессиональные саморегулируемые организации, осуществляющие аккредитацию и допуск к профессии.

 

 

Интеграция в мировое пространство

 

Далее. Нужно понимать, что в глобальном мире никакое медицинское образование не может замыкаться внутри одной страны. Необходимо использовать опыт и знания, накапливаемые всеми профессионалами, обмениваться этим опытом, знакомиться с новейшими достижениями научной мысли, быть в курсе современных технологий. Это означает, что процесс обучения должен быть интегрирован в мировой информационный поток. А это, в свою очередь, означает, что и студенты, и преподаватели должны владеть иностранными языками, иметь доступ к мировой литературе, обладать возможностью прохождения клинической практики не только в России, но и за рубежом, иметь возможности для проведения научной работы, знакомиться с новейшими достижениями медицинских технологий. Это всё – обязательные элементы современного образования в медицине XXIвека.

Однако сейчас, к сожалению, вряд ли можно ожидать таких возможностей не только для студентов, но даже и для преподавателей. При нынешнем уровне финансирования работы преподавателей высшей школы было бы странно ожидать от них «инновационного вклада». По итогам изучения академических контрактов НИУ ВШЭ и Всемирного банка, заработок российских профессоров отстает даже от их коллег в Казахстане. Не говоря уже о развитых странах, где он в десятки раз (!) выше, чем в России. В результате две трети вузовских преподавателей вынуждены подрабатывать на нескольких работах. Только треть профессоров в РФ занимается наукой. Чуть больше трети владеет иностранными языками. Понятно, что в таких условиях говорить о серьезной мотивации к самообразованию и о возможности профессионального роста преподавательского состава, а значит, и о современном уровне обучения студентов просто не приходится. А ведь в медицине, в условиях происходящей биотехнологической революции, изменения технологий и накопление знаний происходят быстрее, чем в других сферах человеческой деятельности. И если преподаватель не знаком с новыми знаниями, то вряд ли такой вуз будет готовить адекватных специалистов.

 

 

Центры практических навыков

 

Еще один аспект. Для обучения студентов нужны центры практических навыков. Студенты не имеют права работать с больными как врачи, пока не получат сертификат. Но им ведь надо практиковаться. Отрадно, что Министерство здравоохранения взяло курс на разворачивание сети симуляционных центров для наделения учащихся знаниями, умениями, навыками медицинской помощи. Это направление уже получило очень широкое распространение во всем мире, оно должно усиленно развиваться и у нас. Однако, кроме центров симуляционного моделирования, вузы должны иметь собственные мощные клиники, оснащенные самым современным оборудованием, находиться в тесном сотрудничестве с медицинской промышленностью, обмениваться опытом с ведущими медицинскими и научными центрами, проводить клинические и научные исследования. Именно в университетских клиниках в мире развивается современная медицинская наука, формируется клиническое мышление современного молодого врача, отрабатываются навыки владения современной техникой. Но всегда ли есть ли такая возможность у вузов в России? Насколько активно они вовлечены в мировой научно-технический процесс? Насколько активно внедряются инновационные технологии в вузах? Насколько сопоставимы стандарты российского медицинского образования с мировыми стандартами? Как проходит интеграция в Болонский процесс российских медицинских вузов? Эти вопросы требуют постоянного внимания власти и общества.

 

 

Непрерывное образование

 

Медицинское образование – это непрерывный процесс. Даже став практикующим специалистом после 7–11 лет обучения, врач должен продолжать учиться практически всю жизнь. В этой профессии, как нигде более, каждые 3–5 лет происходят кардинальные изменения. Появляются новые знания, новые лекарства, новое оборудование. И задача общества – обеспечить практикующему врачу возможность постоянного повышения квалификации. Сделать это непрерывное образование экономически и физически доступным, а также мотивационно значимым для врача. А это означает, что нам необходимо пересмотреть нормативы врачебной нагрузки, критерии сертификации и аккредитации, внедрить формы дистанционного образования. Но самое главное все же – поднять зарплату врача, обеспечив ему возможность работать на одной работе и иметь свободное время для самообразования. И внедрить эффективный контракт, который позволит планировать индивидуальный карьерный и профессиональный рост врача и даст ему чувство уверенности в своем будущем в России.
 

Ибо без квалифицированного и высокомотивированного врача мы не получим современного здравоохранения. А значит, важная экономическая отрасль, обеспечивающая рост общественного благосостояния, какой является современная медицина, не заработает в полной мере. И в этих условиях мы вряд ли можем рассчитывать на успехи в демографическом и экономическом развитии страны.

 

 

101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Тел.: (495) 771-32-32

E-mail: hse@hse.ru

Сайт: www.hse.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика