Новые шаги в развитии
В Кремле прошел Первый национальный съезд врачей России
Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова
Наш Национальный съезд врачей Российской Федерации является первым в истории современной России и третьим за всю историю нашей страны после I Всесоюзного съезда врачей в декабре 1925 года и Всесоюзного съезда врачей в октябре 1988 года. Проведение съезда – это назревшая необходимость, связанная с теми грандиозными задачами, которые поставлены перед отечественным здравоохранением Президентом и Правительством Российской Федерации. Масштабность предстоящей работы и сжатые сроки, в течение которых мы должны реализовать важнейшие указы Президента РФ, требуют от всего медицинского сообщества сплоченности, высокого профессионализма, наибольшей степени отдачи. От эффективности нашей работы зависит здоровье россиян, а следовательно, и всё социально-экономическое развитие страны. Ведь здоровье – это «главный рычаг», позволяющий снижать уровень экономических бедствий и определяющий возможность общественного прогресса. За последние годы в сфере охраны здоровья граждан сделано немало. Демографическая и здравоохранительная политика на деле стала основным приоритетом государства. Активная реализация запущенных – в 2006 году Национального проекта «Здоровье», в 2011 году региональных программ модернизации здравоохранения – позволила существенно обновить инфраструктуру отрасли, переоснастить амбулаторные и стационарные лечебно-профилактические учреждения, инициировать информатизацию здравоохранения.
После длительного перерыва внимание вновь было сконцентрировано на организации первичной и скорой медицинской помощи, социальном положении и условиях работы участковых врачей и специалистов амбулаторного звена. Программы «Родовой сертификат», «Неонатальный и аудиологический скрининг», «Пренатальная диагностика» значительно улучшили состояние здоровья беременных женщин, матерей и детей до года. Впервые была оказана беспрецедентная поддержка россиян для получения высокотехнологичной специализированной медицинской помощи. Начата системная борьба с главными причинами смерти российского населения – сосудистыми и онкологическими заболеваниями, дорожными травмами, туберкулезом. Принятые за последние 2 года важнейшие системообразующие федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании» определили главные направления всех преобразований российского здравоохранения для укрепления здоровья населения и достижения равной доступности качественной современной медицинской помощи для каждого гражданина страны.
Весь этот комплекс мер уже привел к существенным позитивным изменениям. За 6 лет (с 2005 года) продолжительность жизни россиян увеличилась почти на четыре года, общая смертность снизилась на 16%, младенческая смертность – на 33%, материнская смертность – на 36%, смертность от болезней системы кровообращения – на 17%, от инсультов – на 28%, от туберкулеза – на 37%, от внешних причин – на 37%, в том числе от острых отравлений алкоголем – на 60%, транспортных травм – на 26%. Безусловно, положительные изменения были бы невозможны без увеличения финансового обеспечения здравоохранения (в 2,6 раза, по сравнению с 2005 годом). Такое увеличение не только признак социальной ориентированности и гуманности государства. Необходимо рассматривать финансовое обеспечение отрасли как инвестиции в человеческий капитал, позволяющие получить конкретную отдачу на вложенные средства в виде повышения производительного экономического потенциала страны.
СТАВКА НА ПРОФИЛАКТИКУ
За всеми успехами отечественного здравоохранения стоит самоотверженный и творческий труд врачей, фельдшеров, медицинских сестер – всех тех людей, чья жизнь неразрывно связана со спасением жизни и сохранением здоровья россиян. Профессиональное врачебное сообщество лучше всех понимает проблемы и сохраняющиеся несовершенства системы оказания медицинской помощи, точно формулирует задачи для ее совершенствования. Врачам хорошо известно, что важнейшим фактором улучшения здоровья и увеличения продолжительности жизни населения, а также экономии финансовых и материальных ресурсов на оказание медицинской помощи является профилактика. Если риски для здоровья населения в ХХ веке были напрямую сопряжены с инфекциями, то сегодня очевидно, что в мире нарастает глобальная эпидемия неинфекционных заболеваний, которые являются лидирующей причиной смертности, инвалидности населения как в России так и во всем мире, что приводит к катастрофическим социальным и экономическим последствиям. Девять из десяти смертей в возрасте до 60 лет происходят от сосудистых, онкологических, респираторных заболеваний и диабета. Несмотря на наличие факторов наследственной предрасположенности, большинство неинфекционных заболеваний формируется постепенно – под влиянием внешних факторов, всех особенностей жизни человека, питания, качества воды и экологии, режима физической активности, эмоционального состояния, наличия вредных привычек (таких, как курение, злоупотребление алкоголем и др.), а также под влиянием социальных факторов – условий труда и отдыха. Совокупное влияние только поведенческих факторов риска на развитие неинфекционных заболеваний огромно: от 61% при сосудистой патологии до 35% при новообразованиях. Так, со злоупотреблением алкоголем связано почти 12% всех смертей, с курением – 17%, с несбалансированным питанием – почти 13%.
Хотелось бы напомнить, что именно Россия создала концепцию «единой профилактической среды», которая была одобрена всей международной медицинской общественностью и стала основным завоеванием 1-й Глобальной конференции по здоровому образу жизни и профилактике неинфекционных заболеваний, инициированной нашей страной совместно с ВОЗ. Российская концепция нашла отражение в резолюциях ВОЗ и политической декларации Генеральной ассамблеи ООН. Главными компонентами единой профилактической среды определены формирование здорового образа жизни и широкомасштабные профилактические мероприятия, совокупный вклад которых в интегральный показатель здоровья нации составляет не менее 50%. Профилактическая среда предполагает, с одной стороны, создание инфраструктурных, информационно-образовательных, нормативно-правовых, налоговых и других условий, позволяющих населению вести здоровый образ жизни, с другой стороны, мотивирование населения к сохранению здоровья и долголетию, формированию ответственности каждого за собственное здоровье и здоровье своих близких. Важно отметить, что формирование единой профилактической среды требует межсекторального, общеправительственного и общесоциального подходов, участия всех министерств и ведомств, каждое из которых должно отчасти стать здравоохранным. Для организации такой работы нужна политическая воля. И в нашей стране она есть. От имени всего врачебного сообщества хочется поблагодарить Правительство Российской Федерации и его председателя Дмитрия Медведева за поддержку инициативы Министерства здравоохранения по созданию Правительственной комиссии по охране здоровья граждан, за согласие ее возглавить. Правительственная комиссия станет главным координатором «единой профилактической среды», отвечая за соотнесение «здравоохранных секторов» каждой отрасли, ведомства и гражданского сообщества между собой, организацию единого понимания приоритетов, выстраивание межведомственных и межсекторальных взаимоотношений.
Приведу один пример такой межсекторальной работы. 30 августа в правительство был внесен проработанный и широко обсужденный законопроект о защите населения от табачного дыма и последствий потребления табака. Это системный документ, содержащий целый спектр ценовых, налоговых, медицинских, административных мер, направленных на достижение единой цели – сокращения бремени болезней, связанных с потреблением табака. Ведь сократив курение даже на треть, мы сохраним сотни тысяч жизней наших сограждан и миллиарды рублей государственного бюджета.
К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕМ
Врачебное сообщество должно осознать в полной мере приоритет профилактики и задачи, стоящие перед нами. Нам необходимо совместно переформатировать систему оказания медицинской помощи населению с разворотом привычного вектора врач – больной в сторону врач – здоровый человек. Необходимо сформировать и внедрить «систему управления здоровьем». Прежде всего, это касается организации первичной медицинской помощи, участковой, школьной, производственной медицинской службы. Профилактическая деятельность врачей первичного звена должна занимать не менее 30% рабочего времени. Для этого необходимы новые подходы к организации работы участковой службы, к тарифной политике; новые материальные стимулы оценки работы врача – не по количеству посещений больных и выписанных рецептов, а по конечному результату – состоянию здоровья прикрепленного населения, проценту заболеваний, выявленных на самой ранней излечимой стадии. Нам предстоит развить пренатальный и неонатальный скрининг, вернуться к ежегодной диспансеризации детей и подростков, регулярным профилактическим осмотрам и диспансеризации взрослого населения. С учетом сложившегося в последние десятилетия дефицита медицинских кадров в первичном звене необходимо развивать выездные формы диспансеризации в организованных коллективах учащихся и работающих, особенно в сельской местности и удаленных районах страны. Ни для кого в этом зале не секрет, что проводимая сегодня диспансеризация и детей, и взрослых часто носит поверхностный характер и поэтому не всегда приводит к ожидаемым результатам. Нам нужно победить формализм и повысить профессиональный уровень профилактических осмотров и обследований. Важно не только выявлять факторы риска и ранние признаки заболеваний, но и проводить активное предупреждение их развития. Врачи должны не в отчетах, а на деле стать проводниками передовых методов профилактики, формирования здорового образа жизни. Чтобы реализовать эту программу, безусловно, необходимо оптимизировать нагрузку на врача, изменить существующие многие годы нормативы, устанавливающие чрезмерно сжатое время общения врача и пациента. Нужно дать возможность врачу максимально реализовать свои знания и умения и качественно выполнять свои обязанности.
Еще в 1988 году, на Всесоюзном съезде врачей, звучало много критики в адрес «писанины», замещающей живую работу врача с пациентом. К сожалению, вынуждена констатировать, что массивная бумажная работа, занимающая большую часть рабочего времени врача, пока не изжита. Более того, сложившийся недостаток среднего и младшего медицинского персонала заставляет врача выполнять несвойственные ему функции. Изменить ситуацию призваны новые подходы, заложенные в основу Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам страны уже в 2013 году, в частности, обновление временных нормативов, включенных в порядки оказания медицинской помощи, обязательные для исполнения на территории всей страны с января 2013 года. Мы надеемся, что ситуацию облегчит и внедряемая в рамках программ модернизации информатизация здравоохранения. Ведение электронного документооборота не только повысит качество и обеспечит преемственность медицинской помощи больным, но и позволит нам освободить врача от огромного объема бумажной работы. А электронная запись к врачу, которая должна быть внедрена во всех регионах уже в декабре текущего года, сделает общедоступным для просмотра и контроля электронное расписание работы каждого врача, а следовательно, соблюдение временных нормативов и в целом объемов нагрузки.
С ПОЗИЦИИ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ
Еще одной важнейшей задачей, стоящей перед российской системой здравоохранения, является повышение доступности и качества медицинской помощи населению. Международный опыт свидетельствует о том, что для создания системы управления качеством медицинской помощи необходима ее стандартизация – внедрение таких единых порядков и стандартов, которые бы позволили каждому гражданину страны, независимо от его места жительства и работы, получить гарантированный объем медицинской помощи, идентичный при одном и том же патологическом состоянии. Районный, областной и федеральный стационары должны отличаться только перечнем патологических состояний, при которых они могут оказывать помощь. При отсутствии возможности оказать качественную медицинскую помощь они должны обеспечивать медицинскую эвакуацию больного в учреждение, имеющее для этого необходимые медицинские кадры и оснащение. Внедрение единых требований, открытие системы ОМС для участия медицинских организаций всех форм собственности и внедрение права пациента на выбор медицинской организации создают предпосылки для развития механизмов «управляемой конкуренции» и повышения качества и доступности медицинской помощи. При этом следует подчеркнуть, что внедрение стандартов не означает обезличивания медицинской помощи. Стандарты предназначены в первую очередь для организаторов здравоохранения, а не для врачей. Они необходимы для выравнивания организационных, материально-технических и кадровых условий оказания медицинской помощи стандартного качества в каждом регионе страны.
ГЛАВНОЕ ЗВЕНО – АМБУЛАТОРНОЕ
С учетом сложившихся глубоких различий между системами здравоохранения субъектов Российской Федерации и отсутствия возможности в каждом регионе выполнять одинаковые, отвечающие требованию сегодняшнего дня стандарты медицинской помощи в 2011 году была начата беспрецедентная по масштабу и финансовому наполнению модернизация здравоохранения страны. По сути, стартовали разные по содержанию 83 региональные программы модернизации, ориентированные на потребности конкретного региона страны. Главной целью всех модернизационных преобразований явилось формирование оптимальной для каждого региона трехуровневой системы оказания медицинской помощи, предполагающей в качестве своего фундамента развитие первичной медицинской помощи в амбулаторных условиях – укрепление сети ФАПов, общеврачебных практик, сельских амбулаторий и поликлиник, широкое внедрение дневных стационаров и стационарозамещающих технологий, телемедицины и выездных форм амбулаторной работы, что особенно актуально для удаленных районов страны и сельской местности.
|
|
|