Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Новые шаги в развитии | Издательский дом

Новые шаги в развитии

 


В Кремле прошел Первый национальный съезд врачей России

 

Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова

 

 

Наш Национальный съезд врачей Российской Федерации яв­ляется первым в истории современной России и третьим за всю ис­торию нашей страны после I Всесоюзного съезда врачей в де­кабре 1925 года и Всесоюзного съезда врачей в октябре 1988 года.

Проведение съезда – это назревшая необходимость, связанная с теми грандиозными задачами, которые поставлены перед отечествен­ным здравоохранением Президентом и Правительством Российской Федерации.

Масштабность предстоящей работы и сжатые сроки, в течение которых мы должны реализовать важнейшие указы Президента РФ, требуют от всего медицинского сообщества сплоченности, высо­кого профессионализма, наибольшей степени отдачи.

От эффективности нашей работы зависит здоровье россиян, а следовательно, и всё социально-экономическое развитие страны. Ведь здоровье – это «главный рычаг», позволяющий снижать уровень экономических бедствий и определяющий возможность общественно­го прогресса.

За последние годы в сфере охраны здоровья граждан сделано немало. Демографическая и здравоохранительная политика на деле стала основным приоритетом государства.

Активная реализация запущенных – в 2006 году Нацио­нального проекта «Здоровье», в 2011 году региональных про­грамм модернизации здравоохранения – позволила существенно обно­вить инфраструктуру отрасли, переоснастить амбулаторные и стацио­нарные лечебно-профилактические учреждения, инициировать инфор­матизацию здравоохранения.

 

После длительного перерыва внимание вновь было сконцентри­ровано на организации первичной и скорой медицинской помощи, социальном положении и условиях работы участковых врачей и спе­циалистов амбулаторного звена. Программы «Родовой сертификат», «Неонатальный и аудиологический скрининг», «Пренатальная диагно­стика» значительно улучшили состояние здоровья беременных жен­щин, матерей и детей до года. Впервые была оказана беспрецедент­ная поддержка россиян для получения высокотехнологичной специа­лизированной медицинской помощи. Начата системная борьба с глав­ными причинами смерти российского населения – сосудистыми и он­кологическими заболеваниями, дорожными травмами, туберкулезом.

Принятые за последние 2 года важнейшие системообразую­щие федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федера­ции» и «Об обязательном медицинском страховании» определили главные направления всех преобразований российского здравоохра­нения для укрепления здоровья населения и достижения равной до­ступности качественной современной медицинской помощи для каж­дого гражданина страны. 

 

Весь этот комплекс мер уже привел к существенным позитивным изменениям. За 6 лет (с 2005 года) продолжительность жизни россиян увеличилась почти на четыре года, общая смертность снизилась на 16%, младенческая смертность – на 33%, материнская смертность – на 36%, смертность от болезней системы кровообращения – на 17%, от инсультов – на 28%, от туберкулеза – на 37%, от внешних причин – на 37%, в том числе от острых отравлений алкоголем – на 60%, транспортных травм – на 26%.

Безусловно, положительные изменения были бы невозможны без увеличения финансового обеспечения здравоохранения (в 2,6 раза, по сравнению с 2005 годом). Такое увеличение не только признак социальной ориентированности и гуманности государства. Необходи­мо рассматривать финансовое обеспечение отрасли как инвестиции в человеческий капитал, позволяющие получить конкретную отдачу на вложенные средства в виде повышения производительного экономи­ческого потенциала страны.

 

 

 СТАВКА НА ПРОФИЛАКТИКУ

 

За всеми успехами отечественного здравоохранения стоит само­отверженный и творческий труд врачей, фельдшеров, медицинских сестер – всех тех людей, чья жизнь неразрывно связана со спасением жизни и сохранением здоровья россиян. Профессиональное врачеб­ное сообщество лучше всех понимает проблемы и сохраняющиеся не­совершенства системы оказания медицинской помощи, точно форму­лирует задачи для ее совершенствования.

Врачам хорошо известно, что важнейшим фактором улучшения здоровья и увеличения продолжительности жизни населения, а также экономии финансовых и материальных ресурсов на оказание меди­цинской помощи является профилактика.

Если риски для здоровья населения в ХХ веке были напрямую сопряжены с инфекциями, то сегодня очевидно, что в мире нарастает глобальная эпидемия неинфекционных заболеваний, которые являют­ся лидирующей причиной смертности, инвалидности населения как в России так и во всем мире, что приводит к катастрофическим социальным и экономическим последствиям. Девять из десяти смертей в возрасте до 60 лет происходят от сосудистых, онкологических, респираторных заболеваний и диабета. Несмотря на наличие факторов наследствен­ной предрасположенности, большинство неинфекционных заболева­ний формируется постепенно – под влиянием внешних факторов, всех особенностей жизни человека, питания, качества воды и эколо­гии, режима физической активности, эмоционального состояния, на­личия вредных привычек (таких, как курение, злоупотребление алкого­лем и др.), а также под влиянием социальных факторов – условий тру­да и отдыха.

Совокупное влияние только поведенческих факторов риска на развитие неинфекционных заболеваний огромно: от 61% при сосуди­стой патологии до 35% при новообразованиях. Так, со злоупотребле­нием алкоголем связано почти 12% всех смертей, с курением – 17%, с несбалансированным питанием – почти 13%.

 

Хотелось бы напомнить, что именно Россия создала концепцию «единой профилактической среды», которая была одобрена всей меж­дународной медицинской общественностью и стала основным завое­ванием 1-й Глобальной конференции по здоровому образу жизни и профилактике неинфекционных заболеваний, инициированной на­шей страной совместно с ВОЗ. Российская концепция нашла отраже­ние в резолюциях ВОЗ и политической декларации Генеральной ас­самблеи ООН.

Главными компонентами единой профилактической среды опре­делены формирование здорового образа жизни и широкомасштабные профилактические мероприятия, совокупный вклад которых в инте­гральный показатель здоровья нации составляет не менее 50%.

Профилактическая среда предполагает, с одной стороны, созда­ние инфраструктурных, информационно-образовательных, норматив­но-правовых, налоговых и других условий, позволяющих населению вести здоровый образ жизни, с другой стороны, мотивирование на­селения к сохранению здоровья и долголетию, формированию ответ­ственности каждого за собственное здоровье и здоровье своих близ­ких.

Важно отметить, что формирование единой профилактической среды требует межсекторального, общеправительственного и общесо­циального подходов, участия всех министерств и ведомств, каждое из которых должно отчасти стать здравоохранным. Для организации та­кой работы нужна политическая воля. И в нашей стране она есть.

От имени всего врачебного сообщества хочется поблагода­рить Правительство Российской Федерации и его председателя Дмитрия Медведева за поддержку инициативы Министерства здра­воохранения по созданию Правительственной комиссии по охране здоровья граждан, за согласие ее возглавить.

Правительственная комиссия станет главным координатором «единой профилактической среды», отвечая за соотнесение «здраво­охранных секторов» каждой отрасли, ведомства и гражданского сооб­щества между собой, организацию единого понимания приоритетов, выстраивание межведомственных и межсекторальных взаимоотноше­ний.

 

Приведу один пример такой межсекторальной работы. 30 августа в правительство был внесен проработанный и широко обсужденный законопроект о защите населения от табачного дыма и последствий потребления табака. Это системный документ, содержащий целый спектр ценовых, налоговых, медицинских, административных мер, направленных на достижение единой цели – сокращения бремени бо­лезней, связанных с потреблением табака. Ведь сократив курение даже на треть, мы сохраним сотни тысяч жизней наших сограждан и миллиарды рублей государственного бюджета.

 

 

 К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕМ

 

 Врачебное сообщество должно осознать в полной мере приори­тет профилактики и задачи, стоящие перед нами.

Нам необходимо совместно переформатировать систему оказа­ния медицинской помощи населению с разворотом привычного векто­ра врач – больной в сторону врач – здоровый человек. Необходи­мо сформировать и внедрить «систему управления здоровьем». Преж­де всего, это касается организации первичной медицинской помощи, участковой, школьной, производственной медицинской службы.

Профилактическая деятельность врачей первичного звена должна занимать не менее 30% рабочего времени. Для этого необхо­димы новые подходы к организации работы участковой службы, к та­рифной политике; новые материальные стимулы оценки работы врача – не по количеству посещений больных и выписанных рецептов, а по конечному результату – состоянию здоровья прикрепленного населе­ния, проценту заболеваний, выявленных на самой ранней излечи­мой стадии.

Нам предстоит развить пренатальный и неонатальный скрининг, вернуться к ежегодной диспансеризации детей и подростков, регуляр­ным профилактическим осмотрам и диспансеризации взрослого насе­ления.

С учетом сложившегося в последние десятилетия дефицита ме­дицинских кадров в первичном звене необходимо развивать вы­ездные формы диспансеризации в организованных коллективах уча­щихся и работающих, особенно в сельской местности и удаленных районах страны.

Ни для кого в этом зале не секрет, что проводимая сегодня дис­пансеризация и детей, и взрослых часто носит поверхностный харак­тер и поэтому не всегда приводит к ожидаемым результатам. Нам нужно победить формализм и повысить профессиональный уровень профилактических осмотров и обследований. Важно не только выяв­лять факторы риска и ранние признаки заболеваний, но и проводить активное предупреждение их развития. Врачи должны не в отчетах, а на деле стать проводниками передовых методов профилактики, фор­мирования здорового образа жизни.

Чтобы реализовать эту программу, безусловно, необходимо оп­тимизировать нагрузку на врача, изменить существующие многие годы нормативы, устанавливающие чрезмерно сжатое время общения вра­ча и пациента. Нужно дать возможность врачу максимально реализо­вать свои знания и умения и качественно выполнять свои обязанно­сти.

 

Еще в 1988 году, на Всесоюзном съезде врачей, звучало много кри­тики в адрес «писанины», замещающей живую работу врача с пациен­том. К сожалению, вынуждена констатировать, что массивная бумаж­ная работа, занимающая большую часть рабочего времени врача, пока не изжита.

Более того, сложившийся недостаток среднего и младшего меди­цинского персонала заставляет врача выполнять несвойственные ему функции.

Изменить ситуацию призваны новые подходы, заложенные в основу Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам страны уже в 2013 году, в частности, об­новление временных нормативов, включенных в порядки оказания медицинской помощи, обязательные для исполнения на территории всей страны с января 2013 года.

Мы надеемся, что ситуацию облегчит и внедряемая в рамках программ модернизации информатизация здравоохранения. Ведение электронного документооборота не только повысит качество и обеспе­чит преемственность медицинской помощи больным, но и позволит нам освободить врача от огромного объема бумажной работы. А элек­тронная запись к врачу, которая должна быть внедрена во всех регио­нах уже в декабре текущего года, сделает общедоступным для про­смотра и контроля электронное расписание работы каждого врача, а следовательно, соблюдение временных нормативов и в целом объемов нагрузки.

 

 

С ПОЗИЦИИ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ

 

 Еще одной важнейшей задачей, стоящей перед российской си­стемой здравоохранения, является повышение доступности и каче­ства медицинской помощи населению. Международный опыт свиде­тельствует о том, что для создания системы управления качеством медицинской помощи необходима ее стандартизация – внедрение та­ких единых порядков и стандартов, которые бы позволили каждому гражданину страны, независимо от его места жительства и работы, по­лучить гарантированный объем медицинской помощи, идентичный при одном и том же патологическом состоянии.

Районный, областной и федеральный стационары должны отли­чаться только перечнем патологических состояний, при которых они могут оказывать помощь. При отсутствии возможности оказать каче­ственную медицинскую помощь они должны обеспечивать меди­цинскую эвакуацию больного в учреждение, имеющее для этого необ­ходимые медицинские кадры и оснащение.

Внедрение единых требований, открытие системы ОМС для уча­стия медицинских организаций всех форм собственности и внедрение права пациента на выбор медицинской организации создают пред­посылки для развития механизмов «управляемой конкуренции» и по­вышения качества и доступности медицинской помощи.

При этом следует подчеркнуть, что внедрение стандартов не означает обезличивания медицинской помощи. Стандарты предназна­чены в первую очередь для организаторов здравоохранения, а не для врачей. Они необходимы для выравнивания организационных, материально-технических и кадровых условий оказания медицинской помощи стандартного качества в каждом регионе страны.

 

 

ГЛАВНОЕ ЗВЕНО – АМБУЛАТОРНОЕ

 

 С учетом сложившихся глубоких различий между системами здравоохранения субъектов Российской Федерации и отсутствия воз­можности в каждом регионе выполнять одинаковые, отвечающие тре­бованию сегодняшнего дня стандарты медицинской помощи в 2011 году была начата беспрецедентная по масштабу и финансовому наполне­нию модернизация здравоохранения страны. По сути, стартовали разные по содержанию 83 региональные программы модернизации, ориентированные на потребности конкретного региона страны.

Главной целью всех модернизационных преобразований явилось формирование оптимальной для каждого региона трехуровневой си­стемы оказания медицинской помощи, предполагающей в качестве своего фундамента развитие первичной медицинской помощи в амбу­латорных условиях – укрепление сети ФАПов, общеврачебных прак­тик, сельских амбулаторий и поликлиник, широкое внедрение дневных стационаров и стационарозамещающих технологий, телемедицины и выездных форм амбулаторной работы, что особенно актуально для удаленных районов страны и сельской местности.

 

 

Скачать статью полностью

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика