Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Производство изотопов. Реальность и перспективы | Издательский дом

Производство изотопов. Реальность и перспективы

 

Заведующий Лабораторией радиоизотопного комплекса ИЯИ РАН, доктор химических наук Борис Жуйков

 

 

Уже с момента образования Института ядерных исследований РАН в 1970 году и принятия решения о сооружении линейного ускорителя протонов средних энергий – Мезонной фабрики (г. Троицк) – возникла идея о получении изотопов для научных и прикладных целей. В 1991–1992 годах на основе проведенных разработок в кратчайшие сроки и с минимальными затратами была сооружена установка по наработке радионуклидов на пучке протонов 160 МэВ, которая на тот момент оказалась самой мощной в мире по энергии, аккумулированной на получение изотопов. Установка специально создавалась для производства c максимальной эффективностью. При ее сооружении использовался ряд новых оригинальных разработок. Системы управления и системы безопасности надежны и соответствуют высшему мировому уровню. Установка, пройдя несколько стадий усовершенствования, и сейчас является одной из крупнейших в мире и пока единственной такого типа из действующих в Европе и Азии.

 

         В развитии производства медицинских изотопов особенно большую роль сыграло тесное сотрудничество с канадскими коллегами (Национальный центр ТРИУМФ в Ванкувере) и американскими специалистами из Лос-Аламосской (ЛАНЛ) и Брукхэвенской (БНЛ) национальных лабораторий. Зарубежные коллеги принимали участие в формировании изотопной программы. США обеспечили существенную материальную поддержку для развития производства медицинских изотопов в России через программу нераспространения оружия массового поражения Initiatives for Proliferation Prevention (IPP). С другой стороны, когда в конце 90-х возник кризис производства стронция-82 для медицинских целей ввиду прекращения эксплуатации изотопной установки на пучке протонов 800 МэВ в Лос-Аламосе и возникла угроза прекращения непрерывного производства этого важнейшего радионуклида, именно ИЯИ РАН сыграл решающую роль в разрешении кризиса. Институт обеспечил поставки мишеней, облученных на нашем ускорителе, для переработки в США по российской технологии. По оценкам, уже около 200 тыс. пациентов прошли диагностику только с использованием изотопов, полученных на ускорителе ИЯИ РАН и выделенных в США. Причем выделенный в Лос-Аламосе изотоп поставляется в Россию для проведения медицинских исследований на некоммерческой основе. Кроме того, американские партнеры поддерживают создание в России независимого производства выделенных радионуклидов, а также радиофармпрепаратов на их основе.

 

Среди изотопов медицинского назначения, которые можно производить только на пучке протонов средних энергий, стронций-82 (период полураспада 25,5 дн.) занимает, безусловно, первое место. Его используют для изготовления медицинского генератора рубидия-82 (период полураспада 1,3 мин.), применяемого при кардиологической диагностике с помощью позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ). Медицинский генератор стронций-82/рубидий-82 – новое и чрезвычайно эффективное устройство. Получаемый из генератора короткоживущий изотоп рубидий-82 вводится в кровеносную систему человека, и с помощью позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) определяется кровоснабжение различных органов, что позволяет эффективно диагностировать ишемическую болезнь сердца и другие заболевания. Пока такой генератор Cardiogen® регулярно производится только в Северной Америке фирмой GE Healthcare. Генератор, разработанный в ИЯИ РАН с участием канадских ученых, по своим характеристикам значительно лучше американского аналога. Он успешно прошел клинические испытания с пациентами в РНЦ радиологии и хирургических технологий (Санкт-Петербург) в лаборатории, оборудованной по классу GMP. В России успешно продиагностированы уже сотни пациентов. Последние исследования продемонстрировали эффективность генератора для диагностики также ряда онкологических заболеваний. С учетом того, что в России сооружаются десятки ПЭТ-центров, этот метод имеет большие перспективы. Однако многочисленные бюрократические проблемы сильно тормозят процесс его массового внедрения.

 

 ИЯИ РАН получает еще целый ряд других радионуклидов для медицинского и технического применения: олово-117м, актиний-225 и радий-223, селен-72, палладий-103, германий-68, медь-64 и 67, натрий-22, кадмий-109, рубидий-83 и др.

 

Ускоритель ИЯИ РАН – эффективный инструмент для наработки самых различных радионуклидов. Однако это сложная и дорогая установка, которая проектировалась в основном для других целей – исследований в области фундаментальной физики. Установки такого типа к тому же не могут эксплуатироваться круглогодично и обеспечить достаточную регулярность поставок короткоживущих радиоизотопов. Массовое производство радионуклидов целесообразно осуществлять на специальном циклотроне. Такой ускоритель может быть установлен в уже существующем здании ИЯИ РАН. Он будет иметь несколько выводов пучка для производства сразу несколько изотопов. Рядом планируется построить радиохимическую лабораторию для выделения чистых изотопов, проектирование которой уже завершено, и все разрешения на сооружение получены. Научные и технологические проблемы вполне решаемые.

 

Однако для реального продвижения в этой области необходимо решить ряд проблем на государственном уровне, в частности:

 

1. Обеспечение основополагающего государственного финансирования. Ни в одной стране мира, где успешно осуществлялись подобные проекты (США, Канада, Франция, Южная Африка), финансирование не базировалось на частных инвестициях.
2. Создание эффективной системы распределения фондов для НИР ОКР, преодолевающей ведомственные барьеры. Государственная корпорация «Росатом» и НИЦ «Курчатовский институт», которые имеют значительные средства, заинтересованы в финансировании прежде всего собственных предприятий. Российская академия наук, Минздравсоцразвития и частные предприятия средств, достаточных для реализации подобных проектов, не имеют. ОАО «Роснано» ориентировано на задачи другого рода и оказалось не в состоянии продвигать и финансировать наш проект.
3. Создание достаточно независимого и квалифицированного международного комитета, который давал бы рекомендации о распределении средств по реализации изотопных проектов. Этот вопрос не должен решаться на бюрократическом уровне.
4. Развитие системы по доставке радионуклидной продукции, которая все еще является слабой и монополизированной. ОАО «В/О Изотоп» не вполне эффективно справляется с этой задачей.
5. Преодоление жестких бюрократических барьеров, вовсе не нужных для безопасности, в том числе таможенных.
6. Ограничение растущих гос. расценок на электричество, тепло, аренду, захоронение отходов.
7. Пересмотр государственной политики по монополизации изотопного бизнеса, развитие конкуренции между производителями, а не принятие централизованных решений.
8. Обеспечение общего подъема ядерной медицины в России. Настоящий уровень ее развития заставляет серьезных производителей ориентироваться прежде всего на внешний рынок.
9. Развитие системы подготовки квалифицированных кадров в области ядерной медицины и радиохимии, которая в настоящий момент отстает от современных требований.

 

При реализации этой перспективы Россия могла бы стать ведущим производителем многих важнейших радионуклидов, обеспечивающих диагностику и терапию многих сотен тысяч пациентов в год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика