Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Как изменить послевузовое образование? | Издательский дом

Как изменить послевузовое образование?

 

Общероссийская конференция с международным участием «Медицинское образование – 2012» прошла в Москве

 

Первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по охране здоровья, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук Татьяна Яковлева

 

 Концепция образования за последние годы существенно изменилась. В начале XX века считалось, что обновление знаний происходит каждые 20–30 лет, и общество не так остро чувствовало недостаток новейших знаний при сохранении неизменной системы образования.

 

«Образование через всю жизнь»

 

 Сейчас знания обновляются, по мнению экспертов, на 15% в год, то есть полностью каждые 6 лет. Кроме того, сама медицина – одно из самых динамичных направлений науки. Поэтому после окончания медицинского института совершенствование профессиональных навыков и обучение врача должны продолжаться на протяжении всей его профессиональной жизни. Старая парадигма: «Образование на всю жизнь» должна быть заменена новой – «Образование через всю жизнь».

 Тем более что сегодня появляется потребность не просто в новых знаниях, а в новых технологиях приобретения знаний, в переходе на новый уровень всей системы непрерывного профессионального развития врачей. Прежде всего, необходимо перестроить систему додипломного образования в направлении от предметного к проблемно-предметному обучению и от получения набора знаний, которые в современном мире быстро устаревают, к развитию клинического мышления, то есть нужно больше учить мыслить будущих врачей. Одновременно с этим надо модернизировать систему непрерывного медицинского образования на последипломном уровне. Причем мы должны перейти от непрерывного образования к непрерывному развитию.

 

Последипломное образование

 

 Хотя в действующем законодательстве определено, что государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах непрерывности и преемственности процесса образования, существующая сегодня в России система последипломной подготовки медицинских кадров не соответствует требованиям времени. Врач повышает свою квалификацию один раз в пять лет, что в условиях современного потока медицинской информации, скорости внедрения новых технологий диагностики и лечения является совершенно недостаточным.

 Во всех развитых странах последипломное образование медицинских работников осуществляется в системе непрерывного профессионального развития, которая подразумевает не только повышение квалификации в рамках программ дополнительного образования, но и постоянное совершенствование профессиональных навыков в виде участия в конференциях, мастер-классах, стажировках, сдаче тестовых экзаменов и так далее. Эти виды деятельности оцениваются по кредитной системе. Набор необходимого количества кредитов является важным требованием для получения сертификата специалиста и подтверждения лицензии на право занятия медицинской деятельностью.

 Таким образом, система непрерывного профессионального развития медицинских кадров требует внесения изменений в существующую нормативную базу. А именно: закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» надо дополнить положениями о системе ежегодного накопления кредитов, в закон «Об образовании» внести в качестве одной из форм обучения дистанционное (соответствующие поправки уже принимаются Госдумой). Такие изменения сделают медицинское образование современным,активным, позволятобучающимся стать более самостоятельными, дадут возможность им адаптироваться к изменяющимся условиям.

 

 

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика