#

Научный подход к планированию и проектированию высокотехнологичных онкорадиологических комплексов

 

Без научно обоснованной государственной концепции и программы развития медицинских ядерно-физических технологий создавать отдельные региональные онкорадиологические комплексы нецелесообразно

 

Президент Ассоциации медицинских физиков России, директор ИМФИ, доктор физико-математических наук, профессор Валерий Костылев

 

 

Создание высокотехнологичных онкорадиологических комплексов осуществляется либо на основе научного, либо ненаучного подхода.

Людям, не подготовленным к решению сложных научно-технических задач, в частности к созданию ядерно-физических объектов медицинского назначения, свойственно упрощать задачу в соответствии со своим ее восприятием.

Внутри сложных радиологических технологий имеются свои уровни сложности. В частности, в лучевой терапии мы имеем нулевой уровень при наличии лишь относительно простого и устаревшего оборудования, не обеспечивающего возможность качественного лечения, и существуют еще пять уровней сложности [1, 2] при наличии более современных и сложных систем, обеспечивающих различные возрастающие степени качества лечения.

         К созданию и эксплуатации объектов каждого такого уровня сложности требуется разный подход. Чем выше уровень сложности, тем важнее системный подход, научная постановка задачи и научное сопровождение всего процесса создания и эксплуатации радиологической системы, тем более высокие требования предъявляются к кадрам.

 

 

С чего начать?

 

Начинать надо с концепции и программы развития данной отрасли, потом необходима концепция данного объекта с учетом этой программы и долгосрочных перспектив, затем МТТ на данный объект, ТЗ – на проект и только после этого проектирование и т.д.

         Нельзя планировать и проектировать такие суперсложные, техникоемкие, наукоемкие и радиационно опасные объекты, ориентируясь лишь на существующие стандарты, оборудование и голую эмпирику. Учитывая очень динамичное развитие радиологического оборудования и технологий, в этом деле необходим научный подход, реализовать который может только специализированная, находящаяся в авангарде медико-физической науки, научно-практическая организация, объединяющая ведущих ученых, медицинских физиков и радиологов.

         Ученый, занимающийся планированием и проектированием онкорадиологического комплекса, должен уметь для постановки и оптимального решения задачи моделировать объект, составлять систему своего рода организационно-экономических и физико-технических уравнений и затем решать ее, определяя искомые параметры и характеристики этого комплекса, которые гарантируют высокое качество лечения (или диагностики). Примитивный, эмпирический или чисто коммерческий подход к планированию и проектированию таких объектов недопустим.

         Современный онкорадиологический комплекс является очень сложным ядерно-физическим объектом медицинского назначения. Начиная со второго уровня сложности без научной постановки и обоснования задач – Медико-технические требования (МТТ), Технико-экономическое обоснование (ТЭО) и Техническое задание (ТЗ), без научного руководства и последующего научного сопровождения заниматься подобными комплексами нельзя.

Планирование – это одно, а проектирование – это другое. Планирование дополнительно включает концепцию, постановку задачи – МТТ, организацию финансирования, подготовку кадров, организацию сервисной и производственной инфраструктур, обеспечение устойчивого и эффективного функционирования, организацию современных технологий, а также перспектив развития.

Планирование онкорадиологического комплекса нельзя отрывать от общенациональной программы развития медицинских ядерно-физических технологий и системы онкорадиологических центров.

Планирование, проектирование и оснащение нельзя отрывать от подготовки кадров, освоения технологий и организации сервисной инфраструктуры. Заметим, что три последние задачи не могут взять на себя фирмы-поставщики. Тем более что вопросы подготовки кадров и создания сервисной инфраструктуры серьезно не могут решаться в рамках отдельного объекта или отдельного региона. Они должны решаться на общегосударственном уровне.

 

 

Анализ ситуации

 

Специфика данного вопроса в России заключается в том, что очень низка техническая или медико-физическая культура нашей медицины. По техническому оснащению мы на 30–40 лет отстаем от высокоразвитых стран. Наши руководители здравоохранения практически не ориентированы в сложных радиологических технологиях и оборудовании. Они не владеют стратегией, методологией и тактикой управления современными очень специфическими медицинскими комплексами с лучевой терапией и ядерной медициной. В клиниках (за редким исключением) нет современных радиологов, квалифицированных медицинских физиков-системщиков и инженеров. То есть на местах нет компетентных заказчиков-клиницистов и руководителей, способных отличить «зерна от плевел» и устоять перед агрессивной рекламой. Этим и пользуются часто коммерческие фирмы.

         Но, с другой стороны, наша специфика, в отличие от других стран, состоит в наличии огромного научного, медицинского и ядерно-физического потенциала, сконцентрированного в ведущих научных центрах.     

Переносить «на нашу почву» один к одному зарубежный опыт создания таких объектов нельзя не только потому, что у нас разные требования безопасности, проектировочные и строительные ГОСТы… Гораздо важнее то, что у нас нет специалистов по эксплуатации таких объектов и нет системы их подготовки. В развитых странах такая система есть и готовятся они минимум 7–10 лет после получения диплома о высшем образовании [3].

 

 

О научном подходе к созданию онкорадиологического комплекса

 

Прежде всего создание онкорадиологического комплекса – это

не выполнение каких-либо стандартных процедур по определенному шаблону, а индивидуальное и коллективное научное творчество. Тут нет и не может быть типового объекта. Это нельзя откуда-то списать или срисовать. Эра типовых проектов прошла. Научное творчество – это всегда создание чего-то нового, индивидуального. И этим должны заниматься ученые, а не желающие на этом заработать продавцы или копировальщики. Надо создавать не типовое отделение лучевой терапии, как думают некоторые, а эффективный в данных условиях онкорадиологический комплекс. А это в каждом случае должно быть новое произведение научного искусства, а не «копия» или аналог чего-то, имеющегося у кого-то.

         Главное не шаблоны, а научный подход – научный анализ ситуации, исследование вариантов решения проблемы, выбор оптимальных вариантов, разработка новых технологических решений, моделирование технологических процессов, системный подход и научно обоснованные расчеты параметров и характеристик.

         Если заказчик будет опираться просто на проектировщиков, строителей и поставщиков оборудования, как это делается при создании обычных больниц, то выпадут многие ключевые моменты, и КПД созданного по такой традиционной схеме объекта по определению не сможет быть выше 10%. Что мы сегодня и имеем[1, 2].

         В медицинском радиологическом оборудовании и технологиях лучевой терапии и ядерной медицины наиболее компетентны высококвалифицированные и опытные медицинские физики и радиологи, постоянно занимающиеся научными исследованиями и лечебно-диагностической практикой непосредственно в ведущих онкологических клиниках. Они постоянно подпитываются новой информацией из научной литературы, на конгрессах и конференциях от различных фирм-поставщиков, приобретают и наращивают бесценный практический опыт. Только они способны в достаточной степени получить и изучить, правильно воспринять и проанализировать такую наукоемкую и быстро обновляющуюся информацию. Команда таких специалистов является более объективной и менее ангажированной, нежели представители фирм-поставщиков. Ученые более пригодны для научной постановки задачи и защиты интересов заказчика.

 

 

Позиция фирм-поставщиков оборудования

 

У фирм-поставщиков оборудования обычно работают инженеры и врачи, не от хорошей жизни ушедшие в коммерцию за более высокой зарплатой. Они специально обучены фирмой рекламировать и проталкивать свой товар. Эти люди не могут быть объективны. Они, как правило, принижают достоинства конкурентов. Некоторые из них сегодня могут работать на одной фирме, а завтра на другой, если там больше заплатят, проталкивая оборудование уже другой фирмы. Поэтому заказчики в таких важных и стратегических вопросах, как научная постановка и реализация задач модернизации и развития радиологических комплексов, не должны безоглядно доверяться коммерсантам и, следовательно, ориентироваться на интересы и идеологию какой-либо одной фирмы-поставщика, какой бы авторитетной она ни была.

         Коммерсанты, за редким исключением, не заинтересованы в независимых ученых, которые, как правило, ориентированы не на интересы их фирмы, а на интересы клиники (что не всегда совпадает). Поэтому фирмы часто, чтобы исключить ученых из процесса создания и гарантировать продажу именно своего товара, берут на себя и постановку задач, и проектирование, и другие несвойственные им функции. Фирмы-поставщики по определению не могут обеспечить вариант под ключ, так как они не обеспечивают кадры и не налаживают в клинике лечебные технологии. А значит, они не могут гарантировать конечный положительный результат.

Начальные этапы работы (концепция, МТТ, ТЗ и научно обоснованный проект) должны осуществляться без фирм-поставщиков оборудования под руководством и при непосредственном участии компетентных и независимых ученых-специалистов, ориентированных не на внедрение какого-либо конкретного аппарата, а на создание эффективно функционирующей и гармонично развивающейся в долговременной перспективе технологической системы, которая сможет перенастраиваться на новые развивающиеся аппараты и технологии.

Задача хороших фирм-поставщиков грамотно и честно предлагать свой товар клиникам, ученым, чиновникам. Затем, если будет выбран их товар, они должны качественно обеспечить поставку и монтаж, запуск оборудования, тренинг специалистов, гарантийное обслуживание и все, что предусмотрено контрактом. Это очень важные функции, требующие высокого профессионализма именно в данной сфере. Но фирмы-поставщики не должны брать на себя научные или образовательные функции. В этом деле они могут и должны вступать в деловое взаимовыгодное сотрудничество с учеными, специализирующимися в разработке технологии, в системной постановке задач и научном сопровождении создания и эксплуатации онкорадиологических комплексов.

 

 

Позиция проектировщиков

 

Теперь почему в этом деле заказчикам нельзя изначально опираться на проектировщиков. Дело в том, что проектировщики, которые сидят в проектных институтах и фирмах, оторваны от медицинских радиологических технологий и оборудования. Сами они этими вопросами не владеют. Проектировщики не знают условий клинической эксплуатации и требований гарантии качества лучевого лечения, не ориентированы в новейшем оборудовании и технологиях, в ситуации с кадрами и с вопросами их подготовки, в стратегии и перспективах развития данной области медицины и медицинской физики. А радиологические технологии и оборудование сегодня развиваются так стремительно, что даже не все ученые успевают уследить за их развитием. Проектировщики сами, не являясь носителями знаний в данной области, получают исходную информацию от других специалистов. Очевидно, что если это не будут самые передовые ученые, то проект будет ориентирован или на вчерашний, или в лучшем случае на сегодняшний день, или не учтет организационные, сервисные и кадровые аспекты. Это заведомо предопределит ошибки, устаревание к моменту готовности объекта и в конечном счете его низкую эффективность.

Проектировщикам должны ставить задачу и обеспечивать научное сопровождение только ученые, постоянно работающие на самом острие в данной области технологий и развивающие ее. К сожалению, проектировщики иногда этого не понимают. Они обычно сами не в состоянии оценить качество постановки задачи и исходных данных. Поэтому если их спросить, то они говорят, что им все равно, кто и какую исходную информацию им даст. Они не откажутся от однобокой и субъективной информации, предоставленной фирмой, и от устаревшей информации, предоставленной отсталой в техническом оснащении клиникой. Они по любой информации все нарисуют и отчитаются. Они не отвечают ни за постановку задачи, ни за исходную информацию, а значит, не отвечают за конечное качество объекта.

Хорошие проектировщики способны выдать хороший проект только при условии грамотной постановки задачи и научного сопровождения, то есть в содружестве с компетентным научным авангардом медицинских физиков и радиологов.

 

 

О роли и позиции ученых

 

Обеспечить и гарантировать конечное качество объекта под ключ может только компетентный научный руководитель в случае полного доверия и соответствующих полномочий, предоставленных ему реальным, а не формальным заказчиком. Именно ученые, а не поставщики оборудования и проектировщики «вдыхают жизнь» в здание, оборудование и технологии.

Реальными заказчиками являются те, кто финансирует создание объекта, и руководитель медицинского учреждения. А формальным (или юридическим) заказчиком работ обычно является ведомство капитального строительства или фирма-генподрядчик, которые, как правило, фактически являются посредниками и сами не владеют технологией создания медицинских ядерно-физических объектов. Отсюда огромные финансовые и качественные потери.

Конечное качество радиологического объекта зависит и от качества исполнения отдельных этапов работ, и от качества их общей координации.

Научное руководство и научное сопровождение по созданию радиологического объекта должен осуществлять медицинский физик-системщик с командой медицинских физиков, инженеров и врачей-радиологов, хорошо владеющих отдельными технологиями и техническими средствами, входящими в состав объекта. Это должна быть не только сыгранная и компетентная, но и независимая от каких-либо фирм-поставщиков команда специалистов. Будучи идеологически независимой, эта команда должна быть связана деловыми отношениями и уметь работать и с заказчиком, и с проектировщиками, и с фирмами-поставщиками.

Обратиться за помощью к ученым догадывается далеко не всякий заказчик. Далеко не всякий руководитель понимает и уважает ученых, прислушивается к ним и умеет с ними работать. Это непросто. Нелегко и найти именно тех ученых, которые наиболее компетентны в вопросах создания радиологических объектов, так как их очень мало.

Поэтому чаще всего преобладает традиционный, но неправильный для данных объектов подход по следующей схеме:

заказчик → проектировщик → строитель → поставщик → заказчик.

Эта схема предполагает исключение из процесса ученых, прямое подключение проектировщиков, агрессивное влияние фирм-поставщиков, которые обещают и решение всех проблем, и «манну небесную». К сожалению, эти обещания на практике фирмами не могут быть выполнены и, естественно, не выполняются. Такой подход не является вариантом под ключ, а заказчик потом обычно остается с массой недоделок, недопоставок, нерешенных проблем, неработающим объектом и большой головной болью. Эра такого примитивного подхода к созданию высокотехнологичных объектов без ученых прошла.

При создании современных онкорадиологических комплексов сегодня должна быть организована и реализована следующая схема:

заказчик → ученый → проектировщик → строитель → поставщик → заказчик, при постоянном научном сопровождении. Но даже в случае принятия правильной схемы совсем не обязательно все протекает спокойно, без противоречий. В этой схеме обычно не бывает противоречий между заказчиком и учеными, между проектировщиками и поставщиками. Они легко срабатываются, так как их менталитет и интересы легко совместимы.

Что касается ключевого вопроса, а именно подготовки квалифицированных кадров, то, кроме ведущих ученых, этим никто не занимается. Особое значение имеет подготовка медицинских физиков, так как в России отсутствует необходимая для этого государственная система и делается это по индивидуальным договорам. В этом вопросе могут быть даны следующие рекомендации.

Сначала под влиянием ученых принимается политическое решение, затем с помощью этих ученых выбираются три местных кандидата на участие в разработке концепции, МТТ и ТЗ в составе управленческой бригады. Это должна быть бригада из перспективных специалистов: радиолога-системщика, медицинского физика-системщика и радиологического менеджера.

С помощью ведущих ученых эта бригада будущих управленцев должна обучаться в первую очередь технологиям, оборудованию, науке планирования, проектирования, оснащения, освоения, управления, подготовки кадров и т.д. Затем подбирается и готовится бригада специалистов (лучевых терапевтов, врачей-топометристов, медицинских физиков, инженеров, технологов и т.д.) для последующей эффективной эксплуатации объекта.

При подготовке кадров нельзя путать разных медицинских физиков. Те, которые пригодны для коммерческой деятельности или для участия в разработке нового оборудования, абсолютно не подходят для научной и практической лечебно-диагностической работы с врачами в клинике. Если для коммерции достаточно получить диплом о высшем специализированном образовании и подучиться несколько месяцев, то для клинических физиков требуется 7–10 лет интенсивного (последипломного) обучения и обязателен большой практический опыт работы в клинике [3]. К сожалению, первые намного лучше оплачиваются, что, с одной стороны, стимулирует отток специалистов в коммерцию, а с другой стороны, подрывает жизнеспособность этих технологий и оборудования в клинике.

 

 

Порядок выполнения работ

 

      1.Научная организация, объединяющая ведущих медицинских физиков, онкологов и радиологов, специалистов в данной области науки и техники из передовых научных онкорадиологических центров, по заказу администрации и медицинского руководства готовит предложения, научное обоснование и вместе с заказчиком (медицинским руководством и администрацией) разрабатывает общую концепцию объекта и общие медико-технические требования (МТТ) на весь комплекс, которые согласовываются и утверждаются. Здесь определяются лишь принципиальные системные параметры всего объекта.

       2.Администрация (заказчик) принимает политическое решение, обеспечивает финансирование работ (поэтапное), назначает основных исполнителей работ, организует местную рабочую управленческую группу (врача, медицинского физика, радиологического менеджера) для обучения и участия в работах по созданию комплекса.

       3.Научная организация по заданию администрации и медицинского руководства с участием местной рабочей управленческой группы разрабатывает в соответствии с общими МТТ – частные МТТ на каждое подразделение и технологии, которые согласовываются и утверждаются.

4.Ученые (по заданию администрации и медицинского руководства) организуют и осуществляют начальный этап подготовки кадров (базовое специальное образование) и первичную специализацию.

5.Администрация совместно с медицинским руководством (по рекомендациям ученых) выбирает на конкурсной основе генерального проектировщика, строительную компанию и генерального поставщика основного оборудования.

6.Администрация (заказчик) поручает ученым в соответствии с МТТ разработать техническое задание (ТЗ) на оснащение и проектные работы.

7.Фирмы-поставщики стандартного оборудования по заказу администрации делают свои коммерческие предложения.

8.Ученые совместно с проектировщиками и поставщиками оборудования разрабатывают техническое задание (ТЗ) на оснащение и проектные работы. Здесь конкретизируются технологии и оборудование, фирмы-поставщики, планировочные решения, разрабатываются спецификации и т.д.

9.Администрация (заказчик) заключает контракты с научной организацией на разработку и создание нестандартных систем и оборудования.

10.Проектировщики разрабатывают, согласовывают и доводят до утверждения проектную документацию. Ученые осуществляют научное сопровождение проектных работ.

11.Научная организация разрабатывает и поставляет нестандартные системы и оборудование.

12.Генеральный поставщик прорабатывает и заключает контракты с субподрядчиками на поставку стандартного оборудования. Ученые осуществляют научное сопровождение этих контрактов.

13.Строители ведут строительные работы под контролем администрации, медицинского руководства, ученых и проектировщиков.

14.Ученые совместно с фирмами-поставщиками организуют и осуществляют второй этап подготовки кадров (углубленное специальное образование и тренинг).

15.Фирмы-поставщики осуществляют в соответствии с контрактами поставки первой партии оборудования (основное), монтаж которого ведется либо одновременно со строительными работами, либо сразу по их завершению.

16.Ученые организуют третий этап подготовки кадров – углубленную клиническую практику (освоение клинических технологий и методик).

17.Строители завершают и сдают объект. В приемке строительной части объекта участвуют: администрация, медицинское руководство, ученые, проектировщики и будущие эксплуатационщики (медицинские физики, инженеры и врачи).

18.Фирмы-поставщики оборудования осуществляют поставки, монтаж и наладку второй партии оборудования (дополнительное), тренинг персонала. В приемке принимают участие: администрация, медицинское руководство, ученые и будущие пользователи (медицинские физики, инженеры и врачи).

19.Медицинское руководство и пользователи (медицинские физики, инженеры и врачи) оформляют набор необходимых разрешительных документов, подбирают и обучают с помощью ученых средний и младший персонал (дозиметристов, технологов и др.).

20.Медицинское руководство по рекомендациям ученых организует инфраструктуру из клинических отделений и сервисных служб.

21.Пользователи начинают работать на объекте – обслуживать больных, при этом продолжают обучение и постоянно повышают квалификацию.

22.Ученые осуществляют научно-техническое сопровождение (консультирование и медико-физический аудит) начального этапа лечебно-диагностической работы.

23.Медицинское руководство и ученые организуют непрерывный процесс повышения квалификации кадров.

24.Администрация и медицинское руководство по заявкам пользователей и рекомендациям ученых осуществляют доводку объекта (дооснащение, развитие организационной структуры и служб, повышение эффективности и т.д.).

 

 

Особые требования

 

1.Должны быть определены не только генеральный проектировщик проекта и генеральный поставщик оборудования, но научный руководитель, обозначены их функции и сфера ответственности. Создание такого объекта без компетентного научного руководства и научного сопровождения недопустимо.

2.Научный руководитель и ученые, осуществляющие научное сопровождение проекта, должны иметь высокую научную квалификацию и достаточный опыт работы в данной научно-технической и технологической области. Это должно быть подтверждено соответствующими научными трудами, публикациями, лицензиями, сертификатами и другими квалификационными документами.

3.Генеральный проектировщик и проектные организации, осуществляющие специальные проектные работы, должны иметь квалификацию и опыт работы по осуществлению проектов в данной области технологий и иметь соответствующие лицензии.

4.Генеральный поставщик оборудования должен иметь достаточную квалификацию и опыт работы по системному оснащению медицинских радиологических объектов (лучевая терапия, ядерная медицина, лучевая диагностика). Это определяется главным образом по наличию в фирме квалифицированных, достаточно опытных специалистов, менеджеров и инженеров по радиологическому оборудованию.

5.Сроки выполнения работ должны быть ограничены (?3 лет). Иначе проект, запланированное оборудование и технологии устаревают. В случае задержки работ по проекту (более чем на три года) требуется его корректировка или переработка.

6.Поручение какой-либо фирме-поставщику начального этапа работ (концепция, МТТ, ТЗ) недопустимо. Это делает проект заранее ориентированным на односторонние, корпоративные интересы данной фирмы и, как правило, приводит к ухудшению качества объекта и неэффективному использованию оборудования. Однако участие поставщиков «тяжелого» оборудования в последующем проектировании обязательно.

7.МТТ, ТЗ и проектная документация являются законом для строителей, поставщиков оборудования, администрации и медицинских руководителей. Изменения в строительных решениях и спецификации оборудования, невыполнение заданий по подготовке кадров, формированию организационной структуры, финансовому обеспечению работ и последующей эксплуатации недопустимы без согласования с учеными и проектантами и соответствующих официальных изменений в проектной документации.

8. Кадры (медицинские физики, инженеры, врачи, технологи) должны иметь достаточную квалификацию к моменту приемки и запуска оборудования. Приемка и запуск оборудования, начало эксплуатации объекта без подготовленных кадров недопустимы.

9.Необходимым условием успеха являются компетентность и стабильность команды руководителей и основных исполнителей проекта, их персональная ответственность, компетентная координация всех разделов и этапов работ, выполнение этой командой всего комплекса работ и сдача объекта под ключ.

10.Необходимо стабильное и адекватное поэтапное финансирование проекта.

 

 

Заключение

 

Важно, что главной целью всех участников процесса создания объекта должно являться его высокое качество и в конечном счете высокая эффективность лечения больных, а не зарабатывание денег. Конечно, каждый участник процесса имеет свою нишу и свою сферу компетенции. Но должны быть люди, которые обеспечивают стыковку и совместимость всех этапов работ, контролируя и определяя качество конечного продукта. Эту функцию могут и должны выполнять по просьбе заказчика ученые.

Корни рассматриваемых в данной статье проблем лежат достаточно глубоко в нашей государственной системе.

Не только для создания эффективных онкорадиологических комплексов, но и вообще для научно-технического прогресса в любой области высоких технологий в идеале должен быть создан союз власти, науки, образования и бизнеса, но похоже, что наш бизнес до этого еще не созрел, ему это не выгодно, так же как и нашим чиновникам. Тем более наши чиновники и бизнесмены не настроены рассматривать ведущих ученых в качестве равноправных партнеров, мудрых советников и пророков (как это издревле было принято во многих странах). Отношение к ученым и к науке вообще можно классифицировать, скорее, как снисходительно-неуважительное. Это, конечно, ученых унижает. По крайней мере это имеет место в отношении ведущих ученых в области онкорадиологии и медицинской физики.

Логично, что технология и соответствующие правила создания высокотехнологичных онкорадиологических комплексов должны быть разработаны учеными по государственному заказу и утверждены. Должны быть организованы система создания таких комплексов и подготовки кадров, службы медико-физического обеспечения и контроля качества. Без этого не может быть наведен порядок в этой области здравоохранения. Это логично.

АМФР и ИМФИ, объединяющие ведущих медицинских физиков и радиологов России, уже более 12 лет занимаются разработкой технологий планирования и проектирования онкорадиологических комплексов для лучевой терапии и ядерной медицины. За это время было разработано около 20 проектов радиологических комплексов, опубликовано только на эту тему более 40 научных работ, часть которых представлена в списке литературы. Разработаны программы обучения, проведено более 20 курсов обучения и повышения квалификации медицинских физиков и радиологов для работы в онкорадиологических клиниках. Несмотря на перечисленные выше проблемы, отсутствие государственной системы планирования и проектирования онкорадиологических комплексов и заинтересованности ключевых фигур в создании такой системы, а также правильного понимания вопроса, нельзя поддаваться пессимизму и опускать руки. Наводить порядок в данном вопросе, преодолевая проблемы, все равно придется, другого пути нет. Конечно, это все решается не так просто и не так быстро. Но чем дольше будут решаться эти проблемы, тем больше будут финансовые потери и тем меньше тяжелых онкологических больных получат необходимую им лечебную помощь.

 

 

Литература:

 

1.   Давыдов М.И., Долгушин Б.И., Костылев В.А. Концепция проекта «Создание системы высокотехнологичных онкорадиологических центров» // Мед. физика. 2006. № 2. С. 5–19.

2.   Давыдов М.И., Долгушин Б.И., Костылев В.А. О системе высокотехнологичных радиологических центров // Сборник материалов научно-практических конференций «Научные и организационные проблемы создания и эффективного использования высокотехнологичных онкорадиологических центров» 2005–2007. 2007. Выпуск 1. С. 5–15.

3. Костылев В.А. О подготовке медицинских физиков // Мед. физика. 2007. № 3. С. 5–19.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

Яндекс.Метрика