Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Акушерская помощь в региональных программах модернизации здравоохранения | Издательский дом

Акушерская помощь в региональных программах модернизации здравоохранения

 

С целью реализации Послания  Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2011 года в части поддержки материнства и детства необходимо усилить работу, направленную на повышение качества и доступности медицинской помощи женщинам и детям. Необходимо провести технологическую модернизацию поликлиник, женских консультаций и стационаров, повысить квалификацию их сотрудников. Объем средств, выделяемых на совершенствование оказания медицинской помощи матерям и детям, должен составлять не менее 25% от совокупного объема средств, выделяемых на модернизацию здравоохранения.

 

 

Главный научный сотрудник ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова» Минздравсоцразвития России, лауреат премии Правительства РФ, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, президент Российского общества акушеров-гинекологов Владимир Серов

 

Главный научный сотрудник отдела медико-социальных исследований ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова» Минздравсоцразвития России, доктор медицинских наук, профессор Ольга Фролова

 

        

Региональные программы

 

  Главные задачи на 2011–2012 годы в области здравоохранения – принятие и реализация региональных программ модернизации здравоохранения, которые разрабатывают субъекты Российской Федерации. Программы включают в себя три основных направления:

 

Первое направление – укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования.

         В 2010 году стационарная акушерская помощь оказывалась в 184 родильных домах, 53 перинатальных центрах, акушерских отделениях областных, городских, районных больниц.

         В 2011 году введены в эксплуатацию 13 перинатальных центров, и один будет введен в 2014 году. Планируется в субъектах РФ построить 16 перинатальных центров.

         В программах модернизации здравоохранения предусмотрено оптимизировать трехуровневую систему оказания акушерской помощи и медицинской помощи новорожденным, с тем чтобы на Iуровне родоразрешались беременные низкой степени риска, а на III(в перинатальных центрах, родильных отделениях областных больниц) – беременные высокого перинатального риска, так как эти стационары обеспечены реанимационными отделениями для беременных и новорожденных. При перинатальных центрах организуются дистанционно-консультативные центры с выездными анестезиолого-реанимационными неонатальными бригадами для оказания скорой медицинской помощи.

         Поэтому оснащение современной аппаратурой амбулаторных и стационарных учреждений родовспоможения будет способствовать снижению материнских и перинатальных потерь.

         В то же время неоднородность акушерских стационаров не всегда позволяет выполнить единые стандарты лечебной помощи беременным и родильницам, не всегда возможно перевести женщину из стационара низкого риска в более оснащенное учреждение. Поэтому следует иметь возможность непостредственно или консультативно использовать помощь специалистов дистанционно-консультативных центров.

 

         Второе направление – внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты; внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде.

        

         Разработка концепции единого информационного пространства системы службы родовспоможения на региональном уровне является важной задачей на современном этапе модернизации здравоохранения в РФ. Актуальность формирования и утверждения на федеральном уровне такой концепции, в том числе ее принципов и схем взаимодействия, обусловлена необходимостью:

·       повышения оперативности и качества оказания акушерско-гинекологической помощи вне зависимости от места проживания беременной в рамках единых стандартов оказания медицинской помощи, снижения материнских и перинатальных потерь;

·       создания для специалистов и пациентов прозрачной информационной среды, реализуемой на основе современных и общепринятых информационных технологий;

·       соблюдения жестких юридических условий по защите данных медицинских информационных систем;

·       снижения трудовых и организационных затрат по внедрению, эксплуатации; точного прогнозирования финансовых вложений; повышения экономической эффективности; интеграции как существующих, так и планируемых технических и программных средств.

За пять лет работы интернет-системы «Мониторинг беременных» в Республике Башкортостан (РБ) создана уникальная в РФ база данных о 330 тыс. завершенных беременностей, в которой непрерывно наблюдаются 25–27 тыс. женщин. На каждую беременную региона в скрининговые сроки вводится информация по запатентованной шкале, в соответствии с которой система относит женщину к низкой, средней, высокой или экстренной группе риска возможных осложнений гестационного периода и родоразрешения. Основное назначение интернет-системы – прогнозирование возникновения осложнений на основании анализа информационной базы, гибкая система автоматических рекомендаций с учетом региональных особенностей и индивидуальных консультаций по своевременной адекватной коррекции выявленных отклонений, позволяющих оптимизировать тактику ведения беременности и родоразрешения. Кроме того, учитывая все многообразие лечебно-профилактических учреждений иных профилей, специалисты которых привлекаются к консультативно-диагностическому и лечебному процессу женщин в период гестации, особо актуальной стала возможность своевременного обмена информацией в режиме реального времени между всеми участниками многокомпонентной системы, формирования и анализа компьютерной базы данных беременных, проведение перинатального аудита. В РБ с 2006 по 2010 год достигнуто снижение материнской смертности на 73,4% (с 26,6 до 7,0 на 100 000 родившихся живыми), перинатальной – на 33,3% (с 9,6 до 6,4‰).

Система внедрена также в Свердловской и Сахалинской областях, Республиках Коми и Хакасия, проведена ее интеграция с комплексной медицинской информационной системой разработки Республики Карелия на основе обменной базы данных. Интернет-система будет наращиваться мониторинговыми модулями новорожденных, абортов, ВПР плода, а также даст возможность предоставить пациентам через Интернет информационные социальные услуги при минимальных финансовых и организационных затратах.

Анализ развития таких систем в службе родовспоможения на примере используемой с 2006 года в Республике Башкортостан интернет-системы «Мониторинг беременных» доказывает ее эффективность, соответствие поставленным выше целям и позволяет предложить основные принципы концепции:

·       максимальный отказ от использования в информационных системах персональных данных пациентов и построение информационных систем на основе единого уникального идентификатора, которым может и должен стать номер полиса ОМС;

·       функционирование в режиме реального времени через Интернет без дорогостоящих виртуальных частных сетей и средств шифрования;

·       отсутствие необходимости настройки и сопровождения на местах аппаратного и программного обеспечения – внедрение в максимально сжатые сроки;

·       модульный принцип построения и интеграции информационных медицинских систем как на основе общего интерфейса, так и на основе обменных баз данных, расположенных на интернет-серверах;

·       создание в регионах специализированных интернет-центров обработки данных как на государственной, так и на частной основе.

Мониторинг беременных позволяет обеспечить для женщин с высоким риском во время беременности и родов стационар высокого риска. Однако далеко не всегда можно выявить потенциальный риск для матери и плода. Кроме того, акушерская помощь зависит от качества дорог, транспорта и др.

 

         Третье направление – внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

 

Решая проблему повышения квалификации врачей

 

Внедрение порядков и федеральных стандартов оказания медицинской помощи требует соответствующей квалификации медицинского персонала.

С 2011/2012 учебного года будут введены новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальностям здравоохранения. Принципиальным отличием федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения является существенное увеличение объема клинической подготовки и приобретение в процессе обучения необходимых профессиональных компетенций – знаний и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной деятельности выпускников медицинских и фармацевтических образовательных учреждений в учреждениях первичного звена здравоохранения непосредственно после окончания учебного заведения. К этому времени будут также внесены изменения в программы обучения в соответствии с принятыми порядками и утвержденными стандартами оказания медицинской помощи.

Одним из разделов программы модернизации является обеспечение потребности во врачах по основным специальностям с учетом объемов медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и повышение уровня заработной платы врачей и среднего медицинского персонала, снижение размера дефицита обеспеченности врачебными кадрами и увеличение укомплектованности должностей врачей различных специальностей.

В настоящее время дефицит врачебных кадров в отрасли составляет около 30%. Нехватку кадровых ресурсов испытывают учреждения, оказывающие амбулаторно-поликлиническую и скорую медицинскую помощь. Сохраняется высокая потребность в анестезиологах-реаниматологах, фтизиатрах, врачах скорой медицинской помощи, врачах клинической лабораторной диагностики, а также акушерах-гинекологах в сельских территориях.

Планируемые в рамках программ модернизации объемы подготовки и переподготовки врачей должны отражать потребность в дополнительном профессиональном образовании и формироваться с учетом количества специалистов, работающих в отрасли, и периодичности обучения один раз в пять лет. Планы должны быть нацелены на снижение дефицита врачей и повышение укомплектованности первичного звена здравоохранения и скорой медицинской помощи.

Однако стремление отделить педагогический процесс от лечебного – по представлениям чиновников МЗ, педагоги не врачи – чревато разрушением системы подготовки врачей. Многолетние трудности с лечебными базами для обучения студентов в последние годы стали особенно значимыми. Симуляционные центры не смогут заменить клиническое обучение.

Новым направлением приоритетного национального проекта «Здоровье» является создание симуляционных центров во всех федеральных округах. С 2011 по 2013 год планируется создание 12 симуляционных центров, которые будут решать проблему повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала за счет овладения мануальными навыками. Такой центр активно работает в Татарстане и в ФГБУ «НЦАГиП им. В.И. Кулакова» Минздравсоцразвития России.

Таким образом, в региональных программах модернизации поставлены большие задачи по повышению качества и доступности медицинской помощи. Они в полной мере относятся к акушерской помощи.

 

 

 

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика