Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Успехи, проблемы, задачи | Издательский дом

Успехи, проблемы, задачи

 

Министр здравоохранения и социального развития РФ  Татьяна Голикова

 

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УЛУЧШИЛИСЬ
 

 В прошлом году мы получили самые лучшие за последние 20 лет демографические показатели. В стране родилось почти 1800 тыс. детей. Продолжительность жизни населения превысила 70 лет. Впервые за многие годы обеспечен рост численности россиян – число жителей превысило 143 млн человек.

 В2011 году получен самый лучший за последние 19 лет результат по снижению смертности населения – на 5,2% меньше, чем в 2010 году. Наилучшие показатели – по заболеваниям, активная борьба с которыми велась в рамках нацпроекта «Здоровье». Смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 6,2%, от туберкулеза – на 7,4%, от ДТП – на 5,6%, от новообразований – на 1%. Это результат работы по расширению географии и масштабов целевых программ по борьбе с этими заболеваниями. В регионах, участвующих в них, показатели смертности от этих заболеваний лучше, чем в остальных. В 2011 году еще 14 регионов включились в Программу по совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями. В них организованы и оснащены оборудованием 15 региональных сосудистых центров и 37 первичных сосудистых отделений.

 В 2012 годуминистерствовключаетв реализацию мероприятий все оставшиеся регионы, что позволит снизить смертность от болезней системы кровообращения к 2013 годудо 730 случаев на 100 тыс.населения, к 2020 году –до 698 случаев, а это около 200 тыс.сохраненных жизней.

 Однако в ряде регионов – в Тульской области, Кабардино-Балкарской Республике и Москве – в 2011 году возникли затруднения со своевременным выполнением отдельных программ и мероприятий. Эти проблемы должны быть преодолены в самое ближайшее время.

 

 Онкологическая помощь населению

 

 В Программу по совершенствованию медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в прошлом году включились дополнительно также 14 территорий. Во всех 33 регионах, участвующих в этом направлении, создается система оказания онкологической помощи населению, ориентированная на раннее выявление заболеваний и оказание комбинированного противоопухолевого лечения. Налажены учет и мониторинг состояния онкологических заболеваний и смертности. В регионах – участниках мероприятий осуществляется ведение федерального онкологического регистра.

 Впервые тенденция к снижению смертности от онкологических заболеваний была отмечена в 2010 году, продолжилось снижение и в 2011-м, в целом на 2,1% (около 3 тыс. сохраненных жизней).

 Критериями эффективности проводимых мероприятий всемирно признаны два основных показателя – это одногодичная летальность (выживаемость больных не более года) и пятилетняя выживаемость. За период реализации мероприятий эти показатели в России имеют положительную динамику – снижение одногодичной летальности на 3%, рост пятилетней выживаемости на 2%, а это около 140 тыс. онкологических больных, перешагнувших пятилетний рубеж. Практически во всех субъектах РФ благодаря реализации профилактических мероприятий на 3,8% выросла доля больных, выявленных на ранних стадиях онкологических заболеваний.

 В то же время в Амурской, Владимирской областях и Республике Удмуртия до настоящего момента не закончены работы по монтажу закупленного оборудования в связи с поздней подготовкой помещений онкологических диспансеров.

 Проведенныемероприятия позволяют снизить смертность от новообразований (в том числе и злокачественных) и к 2020 году достичь показателя 190 на 100 тыс. населения (7,5%), сохранив при этом более 22 тыс. жизней. Таким образом, меры позволяют сохранить к 2015 году более 300 тыс. жизней россиян!

 

Противотуберкулезная помощь

 

 Отмечается существенное снижение смертности от туберкулеза. Это также результат работы по расширению охвата профилактическими осмотрами, обеспечению регионов диагностическим оборудованием для обследования населения, снабжения антибактериальными и противотуберкулезными препаратами для лечения больных с множественной лекарственной устойчивостью.

 Хорошие результаты по этому направлению показали Пензенская, Белгородская, Липецкая, Архангельская, Орловская области, Республики Татарстан и Чувашия, где смертность от туберкулеза ниже среднероссийской в два и более раза.

 Вто же время некоторые регионы реализуют мероприятия по борьбе с туберкулезом с недопустимо низкой активностью – Алтайский и Камчатский края, Республики Тыва, Адыгея, Хакасия, Самарская, Курская, Иркутская, Курганская, Новосибирская области. Соответственно органы управления здравоохранением этих регионов должны принять исчерпывающие меры для улучшения деятельности противотуберкулезных учреждений.

 Наша страна проводит все мероприятия по борьбе с туберкулезом за счет собственных средств и с 2010 года из страны-реципиента перешла в разряд стран – международных доноров в области противотуберкулезных программ.

 

Медицинская помощь пострадавшим в ДТП

 

 Министерствопродолжает выполнение программных мероприятий по оказанию медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП. В этом направлении приняло участие 15 регионов РФ, территории которых расположены вдоль четырех федеральных трасс. За 2011 год созданы и оснащены оборудованием, укомплектованы медицинскими кадрами 15 травмоцентров первого уровня, 33 – второго уровня и 48 – третьего уровня. В результате совместных действий по этим четырем направлениям с регионами, если такие темпы сохранятся, то к 2020 году это сохранит более 500 тыс. жизней наших граждан.

 

 Модернизация здравоохранения

 

 За четыре года расходы федерального бюджета на здравоохранение увеличились в два раза – с 202,8 до 413 млрд рублей. Доля от ВВП выросла за эти годы с 3,1 до 3,7%. Расходы на финансовое обеспечение базовой программы обязательного медицинского страхования возросли по сравнению с 2010 годом на 11% – с 525,2 до 581,9 млрд рублей. Это позволило сократить дефицит базовой программы ОМС более чем в 1,5 раза – с 175,2 до 112,3 млрд рублей.

 В 2011 году охват населения услугами центров здоровья увеличился почти в 1,6 раза, объемы высокотехнологичной медицинской помощи – на 20%, операций ЭКО – в 2,2 раза. При поддержке федерального центра в 2011 году открылись 13 перинатальных центров.

 Заработная плата врачей, работающих по программам модернизации здравоохранения, в 2011 году увеличилась на 16,5%, среднего медицинского персонала – на 14,8%. Сейчас среднемесячная зарплата этих врачей в целом по РФ составляет более 28 тыс. рублей, что на 20% выше средней заработной платы в экономике страны.

 Дополнительно, в том числе за счет повышения ставки взносов на ОМС, в 2011 году начата реализация региональных программ модернизации здравоохранения.

 В 2011 году на реализацию мероприятий программ модернизации здравоохранения израсходовано из всех источников финансирования 176,9 млрд рублей. Были достигнуты неплохие показатели – отремонтировано более 4,5 млн квадратных метров площадей в медицинских организациях, приобретено 90 тыс. единиц медицинского оборудования. Более 152 тыс. врачей-специалистов, работающих в амбулаторном звене, и более 241 тыс. средних медицинских работников в 2011 году получали дополнительные выплаты. Мероприятия по внедрению стандартов медицинской помощи проводились в 3 тыс. учреждений здравоохранения. По итогам 2012 года все программы модернизации должны быть выполнены в полном объеме.

 Главным итогом программ модернизации здравоохранения должна стать новая система организации работы медицинских учреждений на основе единых порядков оказания медицинской помощи и стандартов.

 Разработанные в течение трех предыдущих лет 44 порядка оказания медицинской помощи плавно встраиваются в работу медицинских организаций. При этом выполнение этих порядков будет считаться основным критерием при лицензировании медицинской деятельности и лицензионном контроле.

 Главными специалистами министерства разработан 1041 стандарт медицинской помощи. Их внедрение приведет к изменениям в организации работы учреждений, в том числе в части развития дневных стационаров. При этом оптимизация в сфере здравоохранения должна быть направлена не на закрытие больниц и отделений, а на интенсификацию лечебного процесса.

 К сожалению, поступает информация, что в ряде регионовтерриториальные фонды ОМС не оплачивают оказание медицинской помощи по региональным стандартам. Хотя в соответствии с законом «Об основах охраны здоровья граждан»стандарты и порядки окончательно вступают в силу с 1 января 2013 года. Фонды должны принимать к исполнению те региональные стандарты, которые сегодня осуществляются в рамках программ модернизации здравоохранения.

 В 2011 году благодаря новым правилам ОМС число медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь застрахованным гражданам, выросло с 8162 до 8543, в том числе за счет коммерческих клиник – их число увеличилось с 618 до 739.

 С 2012 года отрасль перешла на новую модель финансового обеспечения программ ОМС через предоставление субвенций на реализацию территориальных программ ОМС. В 2012 году объем субвенций составит 603 млрд рублей.

 

ОМС будет оплачивать и скорую помощь

 

 В течение 2012 года участникам системы ОМС предстоит завершить подготовку к переходу на полный тариф оплаты медицинской помощи и включению скорой медицинской помощи в систему ОМС с 2013 года при одновременном увеличении расходов, связанных с оказанием медицинской помощи. Для этого предусматривается разработать методику предоставления субвенций, чтобы обеспечить выравнивание финансовых условий деятельности ОМС. А также определить подходы к включению в территориальные программы ОМС мероприятий по внедрению стандартов оказания медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной помощи, осуществляемых по программам модернизации здравоохранения, и мероприятий по выплате медицинским работникам первичного звена и осуществлению дополнительной диспансеризации работающих граждан, проводимой в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье».

 

 

 Информатизация – еще один ключ к успеху

 

 В 2012 году должен быть завершен первый этап создания единой информационной системы в сфере здравоохранения. Во всех регионах осуществляются работы по повышению уровня обеспечения компьютерной техникой медицинских организаций, а также по созданию региональных сегментов единой информационной системы в здравоохранении и интеграции с федеральными подсистемами.

 Министерством завершается разработка базовых федеральных сервисов и начато их пилотирование в восьми регионах.

 

Персонифицированный учет льготных категорий граждан

 

 В ряде регионов выявлено полное отсутствие либо неудовлетворительная организация ведения персонифицированного учета льготных категорий граждан по группам и категориям заболеваний.

 В 2011 году усредненные региональные затраты на лекарственное обеспечение одного льготополучателя существенно меньше федеральных.

 В этой связи в соответствии с поручением Премьер-министра Правительства России Владимира Путина Минздравсоцразвития России совместно с Минфином недавно провело межведомственное совещание по вопросам мониторинга текущего состояния и финансирования лекарственного обеспечения граждан в субъектах РФ.

 Приняторешение двух министерств о проведении в месячный срок выверки и актуализации информации о количественных данных по группам населения, категориям заболеваний и объемам соответствующего финансирования. Не очень успешная реализация программ льготного лекарственного обеспечения заставила министерство вмешаться в эту работу для того, чтобы систематизировать качество лекарственного обеспечения в регионах РФ.

 В 2012 году в ряде регионов было снижено финансирование лекарственного обеспечения по региональным льготникам. Минздравсоцразвития России и Минфин направили в регионы письмо, чтобы параметры, которые были заложены по этой программе в 2011 году, как минимум были сохранены.

 В ходе анализа состояния регионального финансирования был выявлен ряд регионов с отрицательной динамикой объема денежных средств на закупку лекарственных средств по региональной льготе.

 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика